3449

Джазмен без понтов

Неужели Виктор ХОМЕНКОВ, зачастивший в последнее время в Италию, решил уехать из нашей страны? Об этом казахстанский музыкант, которого называют джазменом экстра-класса и лучшим джазовым пианистом СНГ, рассказал в эксклюзивном интервью нашей газете

Джазмен без понтов

- Почему вы очень редко даете интервью?

- Тут есть несколько причин, и главная, наверное, в том, что музыка, которую я играю, сейчас не особо интересна.

- А у публики от этого складывается впечатление, что Виктор Хоменков считает себя каким-то небожителем, элитарным музыкантом…

- Я ни в коем случае не считаю себя каким-то закрытым, особенным. Наоборот, джазмены - это музыканты без каких-либо понтов.

- Значит, вы очень скромный. И это при том, что вас называют лучшим джазовым пианистом СНГ…

- Нет, конечно! Я не лучший. Думаю, что в музыке нет такого понятия, как “лучший”, а в джазе - тем более. Лучшие все в Нью-Йорке, а в нашем случае лучшие по крайней мере в Москве. О себе я сказал бы так: “Музыкант и джазмен, который занимается своим делом, владеет этим языком”. Просто можно сказать, что я в нашем регионе единственный. Это другое дело. Но и это неточно: я считаю, у нас в Алматы есть еще четыре-пять очень хороших джазовых пианистов. Среди них Гоча СИРАДЗЕ. Вот его я считаю лучшим. А вообще, в музыке не может быть сравнений, это же не спорт, где кто-то на две секунды быстрее прибежал. Как определить, чья музыка лучше, а чья хуже? Это невозможно сделать. Есть, конечно, такие конкурсы, где определяют, кто быстрее сыграет “Полет шмеля”. Но это уже больше шоу, музыкальный спорт, техника, и к музыке это не имеет никакого отношения.

- Вот и получается: из-за вашей скромности, из-за того что ничего не рассказываете о себе, все думают, что у нас только одна музыка - попса…

- Ситуация с музыкой у нас сейчас действительно не очень хорошая. Но в любом случае один человек в моем лице эту ситуацию не изменит. И потом, я один не отвечаю за весь джаз - у нас все-таки есть свое сообщество, джазовая среда, пусть и маленькая. Из хороших сугубо джазовых музыкантов могу назвать Валеру НАСИБУЛЛИНА, Владимира ОСИПОВА, Владимира ДЕМЧЕНКО, Олега ТКАЧЕНКО, Эдуарда САРШАЕВА, Валерия БАННОВА. А еще могу сказать, что сейчас появилась талантливая молодежь. Она, конечно, не совсем джазовая, играет на более современном музыкальном языке со смесью фольклора. Это Сатжан ШАМЕНОВ, Канат ОМАРОВ, ну и мой коллектив Magic of Nomads.

- А ваш KhomenkоV band?

- KhomenkоV band - это просто группа, которая в разное время собирается поиграть и может состоять из двух человек или из десяти в зависимости от музыки. У джазменов же как бывает: сегодня один играет, завтра - другой, главное, чтобы можно было сыграть. Поэтому мой бэнд начинается в разных ситуациях от дуэта, трио, бывает квартет, квинтет и так далее.

- Значит, джаз в нашей стране жив?

- Потому что наша маленькая команда из музыкантов-энтузиастов в последние годы занимается не просто просветительской, а педагогической деятельностью. И мы работаем над тем, чтобы появлялась молодежь, студенты, которые играют нашу музыку. По вторникам в “Музкафе” мы проводим мастер-классы и сейшны для молодых музыкантов, а еще я работаю в государственной джазовой школе, где руковожу ансамблем для детей и передаю им свой опыт. Так что теперь я могу назвать себя педагогом, пусть и начинающим.

- Значит, наше молодое поколение все-таки тянется к джазу?

- Потихоньку тянется. К сожалению, не такими темпами, как бы мне хотелось, но уже есть определенные результаты. Могу сказать, что у нас появилось несколько юных музыкантов, которые что-то могут. И мы пытаемся создавать нечто свое, новое.

- Недавно вы возвратились из Италии, где провели немало времени. Собираетесь нас покинуть?

- В Италии, в историческом городке Сиене, который сейчас считается студенческим, есть единственный в Европе джазовый университет. Этот университет буквально на днях окончила моя дочь. И я помогал ей - она пела, а я аккомпанировал. Вот почему я был в Италии.

- Кстати, почему ничего не известно о вашей личной жизни?

- Не думаю, что это кому-то интересно. Но если зашел разговор о дочери, то ее зовут Екатерина, ей уже 23 года, еще у меня есть сынок Юра, которому 14 лет. Супруга моя - бывший музыкант, пианистка, которая, к сожалению, оставила это дело. Дочь, как вы понимаете, пошла по нашим стопам. Но пока еще непонятно, как дальше сложится ее творческая судьба. Могу сказать лишь, что сейчас она хочет остаться в Италии, чтобы продолжить обучение. Но все это будет зависеть от денег, от каких-то жизненных обстоятельств.

- А что вы ей советуете: приехать домой и работать под началом папы или остаться в Европе и творить там? Где лучше сейчас начинающему джазовому музыканту?

- Тут надо рассматривать две стороны. Можно работать в Казахстане, где легче и быстрее пробиться, заявить о себе, потому что у нас целина непаханая и не с кем особо конкурировать. Еще у нее здесь будет другая, миссионерская цель - пропагандировать любимую музыку. А в Европе такая конкуренция, такое количество прекрасных музыкантов высочайшего класса, что будет очень трудно пробиться и найти работу. Для творческого джазового роста лучше, конечно, находиться именно там, где есть тусовка, среда и уровень. Но вот в плане заработка легче будет там, где ты один, где меньше конкурентов, а не там, где таких, как ты, тысячи. Поэтому выбор очень сложный. И для меня в этом видится такой вот замкнутый круг: если ты один, то ты скатываешься в своем профессионализме, но выжить тебе легче!

- Но у нас вроде выживает в основном попса, да и то лишь та, которая отвечает требованиям той-бизнеса. Разве не так?

- Было так, но сейчас ситуация немного меняется. Теперь у нас и в оркестрах музыканты стали более-менее зарабатывать. И самое главное: если ты достойный классический музыкант, то ты будешь иметь высокие гонорары. Потому что люди у нас стали ходить на концерты, у наших музыкантов появились гастроли по всему миру. А что касается тоев и попсы, то это тоже нормально, такая же ситуация и в Европе, и в Америке: все джазмены и “классики” не чураются халтуры. Совершенно незазорно заработать деньги своим искусством. И я тоже этим постоянно занимаюсь. А иначе буду сидеть дома один и не знать, чем платить за квартиру. Никуда не ходить и ни с кем не выступать могут позволить себе лишь те, у кого пластинки продаются по всему миру.

- Значит, ничто человеческое вам не чуждо и о квартплате вы тоже думаете?

- Конечно. И живу я обычно, в обычной квартире, в обычном районе. Кроме музыки занимаюсь и другими вещами - люблю на велосипеде ездить по горам, в баскетбол играю. А все почему-то думают, что я какой-то небожитель. Думаю, это от того, что в моей музыкальной биографии был период, тесно связанный с поп-культурой. Ведь именно тогда я был на виду, мелькал в видеоклипах и телепередачах. Это были десять лет, когда я работал в группе JCS, а потом несколько лет с Батыром ШУКЕНОВЫМ. Сейчас я стал обычным джазменом, работаю в акиматовском оркестре... И я опять такой же, как и все!

- А желание бросить все и уехать покорять мир вас никогда не посещало?

- Бывает такое желание. Но потом оно проходит, потом ты думаешь, что вообще не стоит, а потом опять хочется попробовать… Сейчас у меня хорошее настроение, потому что есть дело, есть работа. И все нормально. Да и куда теперь уезжать, это надо было делать в 20 лет, а теперь уже же возраст! (Смеется.)

- А мечты какие?

- У меня все по-простому: я, как те женщины, которые мечтают о женском счастье, мечтаю о счастье джазовом. Чтобы было у нас его развитие, больше хороших джазменов, много концертов и тусовок.

Оксана ВАСИЛЕНКО, фото предоставлено Виктором Хоменковым, Алматы

Поделиться
Класснуть