Зритель устал от тоев!
Кровавые драки и стрельба вместо тоя, официантка с сигаретой в зубах вместо келинки и рефлексирующий режиссер вместо традиционного жениха! Создатели фильма “Кино по понятиям”, недавно вышедшего на экраны Казахстана, заявили, что в нашем кинематографе наступил перелом и фильмы про свадьбы и енешек больше сниматься не будут. Об этом мы поговорили с очень востребованным в последнее время молодым актером, сценаристом и режиссером Фархатом КУЛБАЕВЫМ.
- Фильмам про тои пришел конец! - сразу обозначает свою позицию Фархат, сыгравший нервного и неуверенного в себе режиссера в “Кино по понятиям”, где было пролито аж десять литров бутафорской крови. - Уже давно зритель говорит, что устал от таких тем, а теперь еще просто-напросто перестал приходить на такое кино. Тема тоев, родственных отношений, возможно, окончательно не умерла, но только в том случае, если кто-то придумает что-то очень оригинальное, свежее и новое в этом плане. И мне понятно желание зрителей. Они сравнивают наши фильмы с голливудскими, российскими и видят, что мы недотягиваем. И теперь наша задача - максимально стараться снимать то кино, которое будет интересно нашему зрителю.
- Но вы же сами, как режиссер, сейчас готовите к выходу фильм с названием на ту же тематику - “Семьянин”. Противоречие?
- Нет. У меня будет история одной казахской среднестатистической семьи, которая еле-еле сводит концы с концами. Ее глава - мужчина сорока пяти лет, работая таксистом и закрывая несколько кредитов, винит жену и дочь в том, что все проблемы из-за них. Он якобы рано женился, завел семью и поэтому не состоялся так, как ему бы хотелось. И вдруг судьба дает ему возможность все отмотать назад: он с большими деньгами, но без семьи… Так что это не про наши тои, а про правильную жизненную философию, про то, что каждый человек должен начинать с себя: если ты не состоялся в жизни, то не вини окружающих, а вини только себя. А то все у нас в последнее время привыкли обвинять в неудачах и проблемах то общество, то правительство...
- После этого вас начнут обвинять в том, в чем сейчас обвиняют всех наших селебрити: они, мол, подлизываются к власти и заявляют, что во всех своих проблемах социально уязвимые слои населения, те же многодетные матери, виноваты сами…
- В этой ситуации я нейтрален. Уверен, всегда и в любой стране будут люди, недовольные властью и проводимой ею политикой. С одной стороны, я понимаю, что народ устал от проблем, но, с другой стороны, вижу, что наш народ несколько избалован - людям кажется, что кто-то должен о них заботиться, опекать и защищать. Наш народ не хочет защитить себя сам и настроиться на хорошую жизнь. Однозначно надо начинать с себя, и тогда жизнь изменится: идите и работайте на любимой работе, трудитесь больше, и у вас будет больше доходов! А у нас все сидят и ждут, что им что-то даст правительство.
- Наверное, легко так рассуждать, когда у тебя все хорошо. Это то же самое, как играть роль режиссера Каната в новом фильме “Кино по понятиям”. Там главный герой, которого вы играете, - неудачник, попадающий в сложные ситуации. Но ведь в жизни вы тот еще везунчик!
- Если я получил главную роль в фильме, это еще не значит, что я счастливчик. Я долго шел к своим большим ролям в кино, к своей режиссерской работе. И со своим героем я очень похож в стремлении, попытке что-то интересное сделать в этой жизни, прийти к своей мечте. С моей первой роли в сериале “Жас Улан” прошло восемь лет до роли в фильме “Не египте мне мозги” и девять - до главной роли в “Кино по понятиям”.
- Когда вы играли улановца, то были реальным учеником этой престижной военной школы. И зачем вам надо было все это кино?
- Я действительно семь лет учился и воспитывался в военной школе и именно тогда понял, что хочу заниматься творчеством. Там я попал в КВН, в художественную самодеятельность, и мне понравилось находиться на сцене. Уже тогда осознал, что не хочу быть военным. Я не такого склада ума и характера человек, мой внутренний настрой совсем другой. И вдруг по счастливой случайности про воспитанников нашей школы собрались снимать сериал, подобный российскому “Кадетству”. Для достоверности в казахской версии решили снимать не профессиональных актеров, а самих улановцев. Так я был замечен режиссером и утвержден на роль.
- А как вообще творческий человек попал в военную школу?
- Во-первых, я принял это решение, когда мне было десять лет. Я заканчивал четвертый класс, когда мама рассказала мне про это учебное заведение. А поскольку я был гиперактивным и очень любопытным ребенком, то сразу загорелся учиться на военного, да еще мне предстояло переехать из далекого Байконура в Нур-Султан. Мы сразу начали собирать документы, и я прошел просто нереальный конкурс: на шестьдесят мест претендовали пять тысяч детей со всего Казахстана. Я проходил массу медкомиссий, сдавал физические нормативы, проверялись мои родственники, сдавались экзамены по учебным предметам, на знание языка сначала в Байконуре, потом на уровне Кызылординской области, а затем и в самом Нур-Султане. Помню, это был кошмар какой-то, но я поступил. И отучился до конца - стал военным.
- И не жалко было менять престижную и стабильную профессию на непонятное творчество?
- Нет. Даже вся эта стабильность, получение квартиры, ранняя и хорошая пенсия - ничто меня не остановило. Просто я не люблю, когда моя жизнь расписана кем-то и всецело зависит от карьеры.
- То есть вы хотите спать до обеда, потом идти в ночной клуб и менять девушек как перчатки? Значит, образ рефлексирующего интеллигента, которого вы сыграли в “Кино по понятиям”, вам все-таки близок…
- Во-первых, не считаю себя интеллигентом, я парень из провинции, хотя и стараюсь расширять свой кругозор и быть более продвинутым. Во-вторых, клубы и большое скопление людей не люблю, я домашний мальчик. Ну и к девушкам и женщинам отношусь очень уважительно. Они для меня не способ самоутверждения и измерения моей альфа-составляющей. Это потому, что меня воспитывала только мама, и я прекрасно понимаю, как тяжело женщинам в нашем обществе. Я четко осознаю, что в молодости у женщины закладываются главные ценности на всю жизнь, и если парень относится к девушке как к вещи, как к красивому украшению рядом с собой, то ничего хорошего обществу ждать не стоит. Поэтому я дружу со многими девушками, но в серьезных отношениях - только с одной.
- Жениться не собираетесь?
- Пока у меня колоссальное желание заниматься творчеством. И я считаю себя счастливым человеком, потому что еще в молодом возрасте сумел понять: моя жизнь будет связана с кино! Ведь бывает, люди годами живут и не могут понять, чем хотят заниматься в жизни. Конечно, негодовали моя мама и начальник школы, который в течение семи лет воспитывал меня и ждал, что я стану хорошим офицером, защитником родины. Я столкнулся с полным непониманием, но это только укрепило мои силы и желание идти другим путем. Так, после военной школы я поступил в Казахский национальный политехнический университет имени Сатпаева на специальность инженера автомобилестроения.
- Ничего не поняла: а как же кино?
- Я поступил так, чтобы успокоить маму. Раз не сбылась ее мечта, чтобы сын стал военным, то пусть хотя бы у него будет какое-нибудь традиционное образование. Я не стал сразу убивать ее всем этим кино! Мол, если у меня не получится, то стану инженером. В университете я опять играю в КВН и начинаю работать сценаристом в комедийных проектах Нуртаса АДАМБАЯ. Два сезона его скетч-шоу “Kzландия” - это моя работа. А потом была одна из многочисленных попыток сняться в кино. Это дебютная короткометражка “Коныр” на “Казахфильме” молодого сценариста Бекболата ШЕКЕРОВА - того, который писал сценарий к сериалу “Жас Улан” и которому очень понравилась моя игра там. Вот такая связь. Оператором же в короткометражном фильме был Александр ВЕРТЯКОВ. И он спустя время стал снимать “Не египте мне мозги”, где перед самыми съемками что-то произошло с актером, играющим главного героя. Тогда Александр вспомнил обо мне и предложил на роль. Вот еще одна связь.
- В “Кино по понятиям” опять связь?
- Целая цепочка связей! Восемь лет - от первой до второй роли - я работал сценаристом для заработка. А потом познакомился с Асель САДВАКАСОВОЙ, которая искала креативную команду для рекламной кампании своего фильма “Пять причин не влюбиться в казаха”. Отработал у нее, а спустя время она позвонила и сказала, что нужны идеи для нового кино. Я отправил ей своего “Семьянина”, и мой сценарий понравился и Асель, и ее партнерам. Параллельно мне предложили стать режиссером этого фильма. Сначала я испугался, а потом решил преодолеть свой страх и вложить в этот фильм весь накопленный опыт. После съемок стал монтировать, красить, озвучивать свое кино в студии, принадлежащей Анвару МАТЖАНОВУ, режиссеру будущего фильма “Кино по понятиям”. Этот фильм никак не могли начать снимать, так как не было актера на главную роль - роль горе-режиссера. И тут Анвара осенило: он же в жизни знаком с таким молодым кипишным режиссером, который имеет актерский опыт. Так я был утвержден. И он просил меня на площадке не особо играть, а повторить самого себя - именно того суетливого, волнующегося парня-режиссера, который готовит свой первый фильм. Вот опять такое удачное стечение обстоятельств.
- А если удача изменит?
- Вполне допускаю… Ведь когда говорят, что у нас в кино сейчас снимаются все кому не лень, это неправда. Я прошел через много трудностей и испытаний, прежде чем кем-то стать. У меня были затяжное отсутствие денег, непонимание со стороны тех, с кем работал, полная потеря веры в себя и, как следствие, неуверенность в завтрашнем дне. Поэтому сейчас я задумываюсь о том, что когда у меня будет семья, то нужно будет чем-то зарабатывать дополнительно. Уверен, придумаю какой-то бизнес-проект, а кино всегда будет моим любимым хобби.
Оксана ВАСИЛЕНКО, фото предоставлено Фархатом КУЛБАЕВЫМ, Алматы