Шика-блеска дай!
Свадебное платье дочери Баян АЛАГУЗОВОЙ стоит не больше 10 миллионов тенге, а золотой костюм Димаша КУДАЙБЕРГЕНА можно сшить за миллион. О самых обсуждаемых нарядах этой весны, а также о том, кто будет самым модным в этом сезоне, рассказал Кайролла АБИШЕВ, дизайнер-самоучка, которого называют казахским Зайцевым.
Тренд этого и 2020 года, по словам популярного дизайнера, возврат в прошлое. Модно будет все, вместе взятое, за всю историю моды, и не будет границ ни в фасонах, ни в цвете. Но на пике все-таки восьмидесятые годы прошлого века. Берите старые журналы, смотрите, одевайтесь, как тогда, и будете невероятно прогрессивными в своих нарядах.
- Пайетки, стразы, блеск и сверкание во всем на пике сегодняшней моды, - объясняет Абишев. - Я бы сказал так: в моде дискотека восьмидесятых и надо равняться на кумиров тех лет: Ирину АЛЛЕГРОВУ, группу “Форум” и других поп-идолов, кто носил все самое блестящее и нелепое! Из тканей на пике джинса, а из фурнитуры - неимоверно крупные и блестящие замки, пуговицы, украшения. Чем больше ты блестишь и привлекаешь к себе внимание, тем моднее будешь в ближайшие два года!
Недавно Кайролла вернулся с Amsterdam Fashion Week, где произвел впечатление, продемонстрировав свою коллекцию, посвященную Году молодежи в Казахстане. А до этого получил признание в Париже и России.
- Почему европейцы, которых, кажется, мало чем можно удивить, восхищаются вашими работами?
- Потому что Европа в одежде неприхотливая, там все нацелено на удобство. А мы повезли им шик-блеск, и они были очень впечатлены. А еще им понравились новые цвета моей коллекции - синий с фиолетовым оттенком, белый и золотой. Это тоже тренд в ближайшие два года.
- Когда одежда наших дизайнеров станет доступна для казахстанцев?
- Тогда, когда мы перестанем работать на привозном сырье. А пока у нас нитки, иголки, ткани, фурнитура и даже оборудование привозные, все так и будет дорого. Что же касается поточного производства в легкой промышленности, то тут кроме сырья необходимо, чтобы заработали швейные фабрики. Поэтому до бренда казахстанской одежды нам еще далеко. Но я не сказал бы, что все так уж страдают от этого. Зайдите в любой маршрутный автобус в любом нашем городе - и на пяти из десяти женщин вы увидите норковые шубы. Это значит, что деньги на одежду у наших людей есть. А богатые казахстанцы и вовсе предпочитают дорогие западные марки.
- Тогда почему многие наши артисты хотят иметь наряды от Кайроллы Абишева?
- Речь в основном идет о сценических образах в национальном стиле. И тут я считаю, что надо отклоняться от классического понятия национального костюма и делать его более молодежным, дерзким. Хватит шить такие казахские наряды, которые носили сто лет назад! К примеру, у нас давно устоялось, что у женщин должен быть бархатный жилет или камзол и шелковое или шифоновое платье. Но ведь можно похулиганить и превратить камзол в болеро с оригинальным рукавом, а платье с традиционными двумя-тремя ярусами сделать в воланах и рюшках. Мечтаю, что при таком подходе люди будут больше и чаще носить казахское.
От чердака в ауле до Парижа
Родился будущий дизайнер в совхозе “Донской” Карагандинской области в многодетной семье, где отец был необычайно творческим человеком - рисовал картины, писал стихи, самостоятельно научился играть на домбре, кобызе, балалайке, мандолине, скрипке, фортепиано и организовал при местной школе оркестр музыкальных инструментов. Но судьбу Кайроллы решило другое обстоятельство: самая младшая - седьмой ребенок в семье - сестренка Гульмира с рождения страдала тяжелым пороком сердца, и мальчик чем мог поддерживал ее.
- Когда сестренку готовили к операции и сделали зонд через вену, то рука совершенно онемела, - вспоминает Кайролла. - А на улице собираются девочки и играют с куклами, которым сами шьют платья. Гульмира, понятно, шить не могла, и мне было ее очень жалко. Тогда я взял иголку, нитки, ножницы, какие-то тряпочки и забрался на чердак, чтобы втихую шить наряды для куклы. Так уже лет в шесть я прилично набил руку. А еще на чердаке меня ждало открытие: там хранились вышедшие из моды и употребления вещи нашей семьи. И я вспомнил об этих сокровищах, когда в старших классах мне, как любому подростку, захотелось выделиться среди сверстников, одеться поярче и поинтереснее. Я залезал на чердак и часами разбирал вещи - выбирал те, которые можно перешить, создать яркие пиджаки, модные брюки для дискотеки и даже стильные куртки и пальто. А заодно я рассматривал, что к чему пришивается и как именно это делается - так и научился шить одежду уже не для кукол, а для людей.
Кайролла считает, что уже тогда, на чердаке, сформировался как будущий дизайнер, но он не думал, что это дело станет его будущей профессией. Ведь ему хотелось быть врачом, чтобы избавить от мучений не только младшую сестренку, но и маму, которую тоже часто подводило здоровье. Но все опять решил случай. Абишев ушел в армию и, отслужив в танковых войсках на Дальнем Востоке, возвратился в родной совхоз с огромным желанием сделать жизнь сельской молодежи не хуже, чем в городе. Так он убедил директора совхоза открыть в ауле… театр моды!
- Нам выделяли деньги, и мы шили наряды, в которых молодежь училась ходить по подиуму. А еще устраивали театрализованные постановки, ставили танцевальные номера, проводили литературные вечера, - вспоминает Кайролла. - Ну а потом грянули девяностые годы, и из аулов все стали уезжать.
По счастливому совпадению как только семья Абишевых переехала в Целиноград, он превратился в новую столицу Акмолу. И клиентов у талантливого мастера, который шил одежду на дому, стало хоть отбавляй - артисты, чиновники всех уровней, научные работники. Его, дизайнера-самоучку, пригласили преподавать швейное дело в Евразийский университет, который он впоследствии окончил заочно. А в прошлом году Кайролла Абишев уже работал над костюмами легендарного французского мюзикла “Нотр-Дам де Пари”, который ставили в Астане, и для этого он вылетал на консультации в Париж.
Не всё звезда, что блестит
Теперь у Абишева собственный бренд под названием Zeken moda в честь отца, которого звали Зекен, и своя дизайн-студия. С 2002 года там шьют наряды для конкурса “Мисс Астана”, обслуживают звезд политики, сцены, спорта и шоу-бизнеса. Но говорить об этой стороне своей работы дизайнер не любит, так как считает, что она очень энергозатратная и нервная. Ну и имена, как человек воспитанный, он называть не может.
- Бывает, сошью костюм, выполню абсолютно все пожелания на четырех-пяти примерках и вдруг слышу: “Это что такое? Мне не нравится!” Я не спорю, оставляю его себе, а через какое-то время эта звезда звонит и просит: “Привези тот костюм. Мне надо показаться иностранному режиссеру”. А потом как ни в чем не бывало: “Это лучшее, что я когда-либо надевала!” Вот так у нас происходит, - делится Кайролла.
Но среди знаменитых клиентов бывают и исключения. Так, Кайролла готов долго и с восхищением рассказывать о фигуристе Денисе ТЕНЕ и певце Димаше КУДАЙБЕРГЕНЕ. Дизайнер убежден: чем ярче и талантливее человек, чем значительнее его достижения, тем он скромнее, благороднее и благодарнее.
- Для казахского танца на льду звезд мирового фигурного катания, которые приехали в нашу страну, чтобы участвовать в шоу “Денис и друзья”, мы сшили костюмы шести девушкам-спортсменкам, двенадцати парням, и два индивидуальных образа были для Тена, - делится Кайролла. - Еще я шил ему тренировочные костюмы и два костюма к Олимпиаде. Когда впервые снимал с него мерки, поразился, насколько славный парень - ведет себя так, будто он мой младший братишка, но при этом работает как настоящий профессионал: четко излагает свои желания и потом не меняет их. Я никогда не слышал от него каких-то придирок, недовольства. Для примерок мне, конечно, приходилось подстраиваться под него по времени, потому что он всегда был очень занят. Но когда мог, то готов был каждому открыть душу и подарить свою любовь. Как-то я рассказал Денису, что моя дочь - его фанатка и мечтает о совместном фото. Представляете, как только у него появилось немного времени, он тут же приехал и сфотографировался с ней. Это что-то невероятное!.. То же могу сказать и о Димаше Кудайбергене. Я стал работать с ним еще до его мировой славы, когда меня пригласила Айман МУСАХОДЖАЕВА и попросила сшить для талантливого студента университета искусств один классический, один полуклассический и один дерзкий блестящий костюм. Потом мы создавали ему образ для казахского номера “Дайдидау” в Китае. Это был белый костюм, символизирующий его юность и чистоту - старт на мировой арене. А потом я сшил ему золотой костюм, символизирующий нашу ценность и гордость - Золотого человека. В нем Димаш представлял нашу страну и в прошлом году в Лондоне, и недавно на конкурсе The Worlds Best в Америке. И от белого до золотого - от начинающего до состоявшегося в мире артиста - сам Димаш, как человек, не изменился и остался прекрасным парнем.
- А сколько стоит золотой костюм Димаша Кудайбергена? Вдруг кто-то захочет заказать такой же…
- Там очень много дорогих камней, натуральная золотистая кожа, элитная ткань, которая использована на накидке в виде плаща, итальянского производства, и стоит она 57 тысяч тенге за один метр. Поэтому пошив такого костюма обойдется примерно в миллион тенге.
- Кстати, самым обсуждаемым нарядом этой весны стало платье, которое надела на кыз узату дочь Баян АЛАГУЗОВОЙ. Говорят, оно стоит 94 миллиона тенге…
- Почему бы и нет! Когда, например, я выезжаю в те же Эмираты за составляющими для своих работ, то вижу, как люди покупают там очень дорогую ткань - от 500 долларов за метр и выше. Поэтому все возможно… Но конкретно это платье не может стоить 94 миллиона тенге. Если даже 10 миллионов, то это будет максимальная цена. И то потому, что там много ручной работы: оно ведь расшито камнями, перьями… Думаю, я бы сшил за 10 миллионов, а про 94 миллиона - это шутка такая, ведь надо учитывать нашу любовь всегда и везде пустить пыль в глаза.
Оксана ВАСИЛЕНКО, фото предоставлены Кайроллой АБИШЕВЫМ, Алматы