3089

Железные артефакты

     В Астане в военно-историческом музее проходит персональная выставка известного художника Калиоллы АХМЕТЖАНА (на снимке) “Миф. Эпос. История”. Посетителей ждет экскурс в жизнь и быт казахских воинов.

На экспозиции представлены картины, посвященные жизни кочевников, иллюстрации к книгам и казахскому эпосу, эскизы к мультипликационным фильмам и полотна со сценами военных баталий. Изюминкой выставки являются научно-художественные реконструкции сакского воина V-III веков до нашей эры, древнетюркского воина V-VIII веков нашей эры, казахского воина XIX столетия. Работы отличаются особой аутентичностью. Например, щиты, обтянутые настоящей кожей, колчан изготовлены из выделанной бересты.

- Историю люблю с детства, поэтому в изобразительном искусстве меня больше всего увлекает историческая тема, - рассказывает автор выставки. - Во время учебы в Академии искусств имени И. Репина помимо занятий в институте много времени проводил в музеях, библиотеках, изучая работы разных художников, а также казахское вооружение. В советское время нас учили, что у кочевников не было серьезного вооружения, развитых технологий. Но когда я начал изучать архивы, музейные фонды, оказалось, что предметов вооружения огромное количество.
Живописец, этнограф-оружиевед кандидат исторических наук Калиолла Саматулы - автор около 100 научных и научно-популярных статей и четырех монографий о боевых традициях и военном искусстве казахов. Его работы можно увидеть в картинной галерее в Грузии, фондах Государственного музея искусств им. А. Кастеева, Центрального государственного музея РК, а также в частных коллекциях в США, Швеции, Англии, Пакистане, Голландии.

- Я назвал выставку “Миф. Эпос. История”, потому что все эти термины переплетены и взаимосвязаны, - поведал Калиолла. - Например, здесь, на выставке, есть картины, связанные с героями эпоса. На одной я изобразил Козы Корпеша и Баян сулу в одеждах сакского периода. В свое время Маргулан доказал, что на поясных бляшках сакского времени, найденных в Восточном Казахстане, изображены Козы Корпеш и Баян сулу. Этот эпос имеется у всех тюркоязычных народов: алтайцев, алеутов, даже у якутов, которые давно ушли из степи в тунд­ру. Корни этого эпоса намного древнее, в казахском варианте он немного осовременен, но древние мотивы в нем остались.
Наряду с изобразительным творчеством Калиолла Ахметжан занимается научными исследованиями истории вооружения и военного искусства казахов, истории древнего искусства кочевников. Несколько лет он работал в Центральном государственном музее в Алматы, исследуя музейные коллекции традиционного вооружения казахов и других народов.
- В запасниках музея много интересных артефактов. К примеру, я нашел там кольчугу, щит, наконечник пики с золотой насечкой султана Арыстана, - говорит художник. - Эти реликвии в советское время отдали в музей потомки султана Арыстана, но никто их не исследовал и не выставлял. Еще один экспонат, который я обнаружил, - кинжал Жанкожа батыра. Я рад, что после моих статей некоторые экспонаты были выставлены и их увидели люди.
Окунуться в историю жизни батыров и воинов можно до 25 марта.

Надежда ПЛЯСКИНА, фото с сайта astana.gov.kz, Алматы

Поделиться
Класснуть