4916

Бердалы ОСПАН: Мой Джон меня ещё прославит!

     На улицах к нему подходят с вопросом: “Это же вы поете битлов на казахском?” А он улыбается: “Я и “Дневник Джона Леннона” пишу!” А еще у него в трудовой книжке стоит официальная запись с упоминанием имени кумира - легендарного музыканта из “Битлз”. И поэтому можно сказать, что в нашей стране художник и музыкант Бердалы ОСПАН - единственный и уникальный в своем роде.

“Битлз” - не Пугачева с Киркоровым

Свое произведение “Дневник Джона Леннона” Бердалы Оспан начал писать еще в начале двухтысячных. И те, кто был посвящен в это дело, чаще всего крутили пальцем у виска: “Зачем писать то, о чем знают все битломаны, да еще от первого лица, да еще и сопровождая текст собственными рисунками в стиле Джона?!” На это у Бердалы всегда готов ответ: “Как говорил мне один доктор-психиатр, все нормальные лежат в психушке!” А он же как человек незаурядный просто решил сделать эту жизнь более яркой и интересной, рассказав от первого лица историю легендарной группы.

- Я очень много читал про “Битлз” еще с молодости - все, что было доступно в те времена. И если где-то в советской прессе появлялись хоть две строчки про них, я об этом уже знал, - рассказывает Бердалы. - И вот я заметил такую закономерность - все подавалось очень сухо: тогда-то Джон родился, потом он начал играть, потом встретил Пола, Пол привел Джорджа, потом появился Пит БЕСТ, которого поменяли на Ринго СТАРРА. Это было так скучно и пусто! И, главное, в этом не было души. А ведь вы вспомните песни “Битлз” - в каждой из них есть душа. То есть все те, кто писал о великих музыкантах, все те, кто задавал им вопросы во время интервью, подходили к этому, можно сказать, формально. И вот я решил исправить эту ошибку, тем более что мне очень хотелось высказаться в их адрес.
Но высказываться Бердалы решил от первого лица, чтобы было более правдоподобно. И хотя каждый из участников “Битлз” занимает в его сердце свое место, к Леннону у него отношение особое. По словам писателя, если бы не было Джона, то “Битлз” стала бы просто одной из многих групп.

- Вот, например, почему Олимпиада в Англии в 2012 году закончилась именно одной из песен Леннона? - рассуждает Бердалы. - Ведь Imagine - это не самая красивая песня в музыкальном отношении, но в ней говорится о том, к чему стремятся все люди, в ней так много души!.. Да, Пол Маккарт­ни - великий музыкант, возможно, самый выдающийся в XX веке, но Джон Леннон много копался в себе и нес все душевные порывы в свои произведения. Поэтому история “Битлз”, рассказанная именно им, может быть самой полной, многогранной и правдивой.

И эта правдивая история может удивить битломанов тем, что скандальные и таинственные моменты из жизни группы упомянуты в ней лишь вскользь. Бердалы считает, что легче всего написать о слухах и небылицах из жизни знаменитых людей, но в его случае это попахивало бы конъюнктурой.
- Я специально обошел стороной, например, историю о выдуманной смерти Маккартни в 1966 году и таинственной фразе в песне Леннона “Я похоронил Пола!”, которую все хотят расслышать. Из достоверных автобиографических источников мне известно, что когда Пол послушал эту песню, он сказал: “О, боже!” И это все. Не надо в случае с “Битлз” опускаться до уровня типа “Алла ПУГАЧЕВА вышла замуж за Филиппа КИРКОРОВА”, - улыбается мой собеседник.

И в Шымкенте был дом Леннона

Сейчас Бердалы с теплотой вспоминает, как его ныне покойная жена всегда говорила: “Ты мой Джон”. Ведь когда они поженились, а было это в 1990 году, он сразу сказал ей: “Может случиться так, что я в Англию поеду, в Ливерпуль, и буду там петь!” И она, наверное, была единственная, кто верил ему, потому что в то время это было невероятное желание. Но оно осуществилось!
- Я пошел в первый класс в 1963 году, именно тогда “Битлз” стали знаменитыми. И по дороге в школу в родном Шымкенте я останавливался у витрины магазина “Радуга”, где висели гитары, и долго рассматривал их. Наверное, это был знак свыше, - вспоминает Бердалы. - Но о музыкальной школе я даже не слышал, и моим родителям, у которых было восемь детей, было не до моего музыкального образования. А потому учиться я пошел в художественную школу, так как хорошо рисовал и к нам набирать учеников пришел сам Гани ИЛЯЕВ. Это известный казахский художник и друг моего отца Асильхана ОСПАНУЛЫ, который был известен как последний аспирант Мухтара АУЭЗОВА и преподавал всю жизнь в Шымкентском пединституте филологию, античную литературу и историю Казахстана. Наверное, чувство слова у меня и от него.

После школы Бердалы поступил на худграф в Шымкентский пединститут. По его окончании работал сельским учителем черчения и рисования, а потом, поскольку молодой преподаватель начал осваивать гитару, его попросили преподавать и пение. Дальше была работа художником-оформителем в Институте культуры и историко-краеведческом музее родного Шымкента. Там-то Бердалы и удалось подступиться к мечте всей своей жизни - он создал музыкальную группу “Музей”, которая была известна в свое время в Казахстане в том числе исполнением песен “Битлз”.
- В советское время поощрялись занятия художественной самодеятельностью. И вот руководство музея купило нам рижскую ударную установку, синтезатор, две электро- и одну бас-гитару, а еще колонки с усилителями! Получается, что с 1987 года три раза в неделю мы репетировали и готовились к своему главному выступлению - на родине любимой группы.
И случилось это в 1994 году на Всемирном фестивале музыки “Битлз”. В Ливерпуль группа “Музей” попала совершенно случайно: через общение и связи с алматинским, а затем и московским клубом битломанов. Ведь к тому времени в Шымкенте неожиданно образовался свой клуб любителей “Битлз”.
- Председатель Абайского райисполкома Шымкента Халима КУЛЬБАЧАЕВА предложила мне основать в одном из подвалов жилого дома что-то вроде дворового клуба. И я предложил, чтобы он официально назывался ни много ни мало центр общения “Дом Леннона”, - вспоминает Бердалы. - Я стал его руководителем. И именно так записано в моей трудовой книжке. Уверяю вас, что я единственный в Казахстане, у кого имя Джона Леннона значится в официальном документе. Теперь вы понимаете, что это судьба?

Но чтобы поехать выступать на тот самый фестиваль в Ливерпуль, нужны были деньги. И это уже совершенно другая судьбоносная история. К тому времени Бердалы устроился работать в одну из новых частных газет Шымкента и понял, что в качестве корреспондента может пойти и взять интервью у руководителя единственного в своем городе совместного казахстанско-английского предприятия. Интервью ему нужно было лишь для того, чтобы попросить этого руководителя стать спонсором поездки группы “Музей” в Англию. И этот план сработал.

- Это просто мистика какая-то! - говорит Бердалы. - Мы вшестером летим бизнес-классом в аэропорт Хитроу, а потом выступаем на родине “Битлз” вместе с другими участниками фестиваля из разных стран мира в гостинице “Адельфия”, где жили битлы, потом в клубе “Каверн”, где их нашел менеджер, и еще в одном клубе, где они играли, уже будучи знаменитыми. И потом мы даже общались с первой женой Джона Синтией ЛЕННОН.

“Хочу тебя, Мишел” - это не по-казахски!

А потом Оспан стал переводить песни “Битлз” на родной язык. И сегодня он уже готовится записывать альбом из одиннадцати композиций. Girl, Yesterday, All My Loving, Michelle и другие хиты в исполнении Бердалы на казахском языке узнают с первых аккордов все, кто знает песни “ливерпульской четверки”.
- Правда, некоторых выражений, таких как I want you из песни Michelle, в казахском языке нет. Поэтому пришлось заменить это выражение поэтическим образом, близким к казахской поэзии. Я придумал историю о том, что красивая девушка Мишел приезжает из Парижа и сердце казахского парня, который увидел ее, стало беспокойно. А после того как он понял, что полюбил ее, произносит: “Дай руку, Мишел, и пойдем собирать цветы в саду любви!” Для казаха это то же самое, что I want you для англичанина! - улыбается Бердалы.
- Почему ваша книга и альбом до сих пор не изданы?
- Я объясню на примере группы “Битлз”. Когда музыкальный менеджер Брайан ЭПСТАЙН взял их магнитофонную запись и поехал в Лондон в одну крупную звукозаписывающую компанию, которая работала с “Роулинг Стоунз”, там ему сказали, что гитарные группы скоро уйдут в небытие. Тогда Брайан обратился в компанию EMI. И вот случилось то, что случилось! Книга “Унесенные ветром” тоже была отвергнута в свое время. И ничего. Такая же судьба была и у Уолта ДИСНЕЯ, которого отвергли, а он просто попросил у компании, где хотел работать: “Что вам стоит поставить один стол и один стул, где я буду рисовать?!” Один мой знакомый тоже предлагал меня в известном казахстанском издательстве, но там ответили: “Книга о Джоне Ленноне не будет продаваться”. Хотя этот человек даже не прочитал отрывки из моей книги. К чему это я? К тому, что уверен: мое время идет, оно тикает. И я обязательно стану знаменитым, как и мечтал!

Оксана ВАСИЛЕНКО, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть