Самал ЕСЛЯМОВА, актриса: тема харассмента меня не коснулась
Обладательница “Золотой пальмовой ветви” 71-го Каннского кинофестиваля за лучшую женскую роль Самал ЕСЛЯМОВА и Сергей ДВОРЦЕВОЙ - режиссер фильма “Айка”, прославившего актрису, приехали на родину в Казахстан. На них, как когда-то на Димаша, вдруг обрушилось внимание казахстанских властей - от министра культуры до акимов областей. Глава Северо-Казахстанской области Кумар АКСАКАЛОВ тут же вручил Самал ключи от трехкомнатной квартиры. До этого ее родители жили в однушке в спальном районе Петропавловска, поэтому неожиданный подарок пришелся весьма кстати. Скромная актриса дала эксклюзивное интервью газете “Время”.
- Самал, вы сейчас себя считаете казахстанской или российской актрисой?
- У творчества нет границ, я хочу хороших ролей и готова откликнуться даже на предложения из Новой Зеландии. С 2007 года живу в Москве, но у меня казахстанский паспорт, и я пока не намерена его менять. Демографию нужно улучшать! Мало того что я этого пока не сделала, а еще и отказаться от гражданства… Нет, конечно.
- Вы, наверное, не привыкли к такому вниманию в Казахстане? Когда-то вы чувствовали такую поддержку на родине, как сейчас?
- Я, безусловно, благодарна моим землякам, такой теплой встрече на родной земле, красной дорожке, поклонникам. Столько звонков, писем, мне даже пришлось завести Инстаграм по просьбам знакомых и незнакомых людей. Когда-то свой путь я начинала с колледжа искусств в Петропавловске, куда поступила на экспериментальный курс казахского отделения. Я получала образование бесплатно, одновременно играла во втором составе Казахского драматического театра, где и услышала о кастинге Сергея Дворцевого на фильм “Тюльпан”. А потом съемки, Москва, ГИТИС и главная роль в фильме Сергея Дворцевого. Хотя в профессии оказалась случайно - я очень хотела стать журналистом, это была моя мечта.
- Как вас приняла Москва? Не как мигрантку, которую вы сыграли в “Айке”?
- Что вы! Я там своя, с самого начала, как поступила в ГИТИС. У меня с первых дней появилось много друзей, мы вместе учились и жили в студенческом общежитии. Я поехала поступать, попробовать свои силы в Москву и поступила. Считаю, мне повезло! И хорошо, что наши казахстанские ребята наравне с россиянами могут поступать на бесплатное отделение, если есть талант. Я получила прекрасное образование, жила в общежитии бесплатно и получала повышенную стипендию. Жила обычной студенческой жизнью. ГИТИС - очень сильная кузница кадров, там мы находились с 9 утра до 23 часов, ставили спектакли, танцевали. Единственное, конечно, я очень скучала по дому. Сейчас у меня в Москве есть три близкие подруги и один друг. Я пропустила все их свадьбы, и мой друг, который недавно женился в Москве, сказал, что простит меня, только если я вернусь с фестиваля с наградой (смеется). Я очень благодарна России и Москве, которые так хорошо меня приняли!
- Но во время съемок “Айки” вы очень уставали, ваша мама говорила, что вы хотели все бросить и вернуться домой. Почему?
- Дело в том, что мы снимали эту картину шесть лет, и я практически не имела возможности побывать дома. В группе было всего 4-5 профессиональных актеров, а остальные непрофессионалы, и им требовалось гораздо больше времени на подготовку и репетиции. Конечно, усталость накапливалась. Зачастую спала по пять часов в сутки, режиссер - по два. И было много ограничений. Все эти годы нельзя было менять свой образ, прическу в том числе, нельзя было наращивать ресницы, красить волосы, загорать, нужно было постоянно держаться в одном весе. Специально для меня делали силиконовый грим, ведь я только родила по сценарию, и у меня округлилось тело, увеличилась грудь, этот грим изготовили по размеру, и стоило мне хоть чуть-чуть потолстеть, он бы не застегнулся.
- Сергей Дворцевой говорит, что с ним работать нелегко и не каждый актер это выдержит. Может, дело еще и в этом?
- Режиссер очень требовательный и бескомпромиссный - да, но я с ним уже работала на “Тюльпане” и успела достаточно хорошо узнать его. Мне тогда пришлось перед съемками жить в настоящей юрте. А я, 19-летняя, приехала из Петропавловска и юрту видела только на Наурыз. Мне пришлось готовить там еду, жить с тремя детьми, чтобы они привыкли ко мне, потом играть в фильме их мать. У нас в торсыке взбивают кумыс, а у них - масло, там все было иначе, непривычно. Поэтому в “Айке” мне было привычно обсуждать часами и сутками каждый эпизод, долго готовиться, прежде чем его снять. Мы полностью в материале и понимаем, что делаем. И если он мне говорит, что нужно прыгнуть в пучину, я сделаю это, потому что фильм от этого получится лучше. Я внутренне понимаю его решения, мы схожи по творческому взгляду. Он настроен только на хорошее качество, и мы все были настроены на очень хорошее кино и понимали, что это требует большого количества времени, энергии, терпения. И я верю в него, как в режиссера. Мне с ним легко.
- На фестивале в Каннах привлекла внимание речь итальянской актрисы, которой доверили вручать приз за лучшую женскую роль. Азия АРДЖЕНТО подняла тему харассмента. Вы сталкивались с этим явлением в своей жизни, в своей работе с режиссером? И вообще, актуальна ли тема домогательств для кинематографа на постсоветском пространстве?
- Слава богу, меня и моих знакомых тема харассмента не коснулась и, надеюсь, не коснется.
- Вы сыграли в двух фильмах и сериале - и везде маму. В жизни когда планируете ею стать?
- Когда Бог даст мне ребенка, тогда все и будет. Пока я не встретила своего избранника.
***
С режиссером картины Сергеем Дворцевым, который почему-то оказался в тени Самал Еслямовой, нам тоже удалось поговорить, но по телефону, когда он шел на спектакль в Шымкенте.
- Сергей, вы и наш, и российский. К какой стране вы больше себя относите?
- Самый популярный вопрос… Я отвечаю так: я совместный, потому что комфортно жить мне в Казахстане, у меня мама тут живет, но работаю я в России, и я гражданин России. С другой стороны, как раз сейчас разговариваем с коллегами и обсуждаем, что будем снимать в Казахстане. Я 29 лет прожил в Шымкенте, мой отец из Северо-Казахстанской области.
- На вас обрушилось большое внимание в Казахстане. Не считаете ли вы его несколько запоздалым? Чувствовали ли поддержку на родине во время своего становления как режиссер?
- Особой поддержки никогда не было, сейчас я, конечно, немного удивлен. Но в то же время меня это радует, потому что это важно для страны. Я хочу, чтобы Казахстан развивался, это место, где я родился и вырос. Ваша актриса имеет невероятный успех и получила такую награду в Каннах.
- Почему на роль только что родившей героини вы взяли нерожавшую актрису?
- Она же актриса профессиональная. И если у актрисы есть задача, она это изучает, готовится и делает. Тем более Самал - это очень сильная актриса, и когда я с ней познакомился, очень удивился, откуда в казахской глубинке такая сильная актриса. Самал - реальный самородок! Победа, реакция участников и гостей фестиваля, жюри, в том числе известной актрисы Кейт БЛАНШЕТТ, конечно, станут для нее очень большим стимулом.
- Самал расстроило, что награду получил не фильм, а она, потому что старалась вся команда. А вы ожидали главную пальмовую ветвь?
- Не ждал. Мы ведь показали черновой вариант, неготовый фильм, и нам было иногда больно смотреть на то, что показывали на экране. Но роль-то все равно у Самал сильная. И для меня было приятно, потому что приз за лучшую женскую роль - это один из главных призов фестиваля, он очень важный. Я был рад за Самал, что она взяла такую вершину. У меня уже есть награды, а для нее и для казахстанского кинематографа это важно. А как для режиссера, для меня важно получить художественное произведение высокого качества. Как один из продюсеров этой картины, я рад, потому что, думаю, после Каннского фестиваля прокат должен быть хорошим. Попасть в 20 фильмов главной программы - это очень много значит, это элита мирового кино, и, конечно, люди посмотрят этот фильм.
- Вы делали эту совместную картину шесть лет в пяти странах. Проект дорогой?
- Стоимость фильма 2,5 миллиона евро, это средний европейский бюджет, не очень дорогой. Практически все картины мирового уровня делаются несколькими компаниями, как и наша. Это нормально, хотя и тяжеловато, потому что приходится успевать и очень много передвигаться. В одной стране звук делается, в другой - изображение. Но что делать? Это реальность.
- Как к вам относятся в России - как к своему режиссеру?
- Там все время дележка, постоянно спрашивают, российский я или казахстанский. Министерство культуры меня очень контролирует, потому что мы используем бюджетные средства. Но вроде тоже довольны. Для российского кино наша победа в Каннах - это тоже хорошо и тоже успех.
Екатерина НАЗАРЕНКО, фото с сайта каннского фестиваля, Петропавловск