Аскар БИСЕМБИН: Не знаю, куда стрелять!..
Популярный режиссер и сценарист Аскар БИСЕМБИН переживает, что казахстанский зритель страдает тамашизмом, хочет видеть на экране только глупые, пошлые шутки. И с этим что-то надо делать. Но его шестой по счету фильм “Жена - не стена”, недавно вышедший на экраны, как ни странно, тоже комедия. И теперь Бисембину приходится отбиваться от обвинений в том, что страну завалили однотипными кинокомедиями!
- Критики буквально негодуют: почему опять этот жанр и сколько можно снимать такие фильмы?
- Собаки лают, караван идет! (Смеется.) Я, конечно, никого собаками называть не хочу, но все-таки… Во-первых, уверен: те, кто так говорит, не смотрели картину. Им просто нужно какое-то эхо поймать и просто по инерции ругать создателей фильма. Я говорю: вы посмотрите сначала! Это же не чистая комедия, это комедийная мелодрама, и в нее заложен определенный месседж. Я считаю себя довольно неглупым человеком, и мне кажется, что в фильме удалось затронуть очень важную и острую на сегодняшний день проблему. Сейчас, когда каждый третий брак в Казахстане рушится, культ семьи переживает не лучшие времена и серьезные испытания, у нас идет подмена ценностей, надо говорить о важности семьи! Но они не хотят слушать, им просто легче сказать: “Да это дешевая второсортная комедия!” А во-вторых, я очень слабо реагирую на критиков, потому что у нас все любят покритиковать. Как говорится, наши люди разбираются в политике, футболе и кино. Есть, конечно, адекватные критические замечания, и со многими я соглашаюсь. А еще чаще критики у нас самопровозглашенные, и это журналисты. Но при всем уважении к профессии журналиста, считаю, что их знания в кино поверхностны, хотя есть определенные фундаментальные понятия, исходя из которых надо рассматривать кино вообще.
- Какие понятия?
- Есть четкие критерии, фундаментальные столпы, которые должен знать кинокритик. Это понятие мизансцен, понятие о том, как выставляется свет, использование второго плана, заднего плана, движение камеры, цветовые решения. Есть отдельная тема - сценарий, на котором строится вся история… А вместо этого скабрезные шутки и ирония в адрес режиссера и его фильма. Для этого не надо много ума.
- То, что вы перечислили, относится к техническим моментам, а я сейчас говорю совсем о другом. Вот недавно Гульнара ДУСМАТОВА, заслуженный деятель Казахстана, сказала, что те фильмы, которые сейчас выходят на наши экраны в огромном количестве, портят вкус людей и в особенности вредны для молодежи!
- Во многом я согласен с такими замечаниями. Мы еще многому должны научиться. Я не совсем помню последние работы Гульнары Дусматовой. Помню лишь “Перекресток”, который был не без претензий и по сценарию, и по техническому исполнению. Особенно вторая его часть. Я посмотрел через силу одну серию, чтобы иметь представление. Это было очень плохо. Я понимаю, что актеры - это зависимая профессия, им выбирать не из чего, но если вы говорите что-то, то тогда пусть ваши слова не расходятся с вашими собственными делами. Как можно продолжением “Перекрестка” научить молодежь чему-то хорошему, кроме плохого вкуса?! Так что я воспринимаю всех этих мэтров как бойцов невидимого фронта. Где они со своими прекрасными ролями, не пойму из каких окопов они говорят все это про мои фильмы? Я стою с пулеметом и не знаю, куда стрелять!
- Они говорят, что не хотят сниматься у вас и у других молодых режиссеров. Вот вы их и не видите!
- Все они хотят! Ради бога, я вас умоляю. Я не видел ни одного заслуженного и народного, кто бы сказал: “Аскар, никогда в жизни не подходи ко мне!” Наоборот, все “старики” меня уважают, я их тоже очень уважаю и постоянно слышу от них: “Почему не приглашаешь?” И я честно говорю: “Есть роли, которые вам не подойдут или вас недостойны!” Но ни разу не было в моей практике, чтобы ко мне подошел титан казахстанского кино и сказал: “Я к тебе ни ногой!”
- Вы не думаете, что те, кто говорит о вас и ваших работах какие-то неприятные вещи, просто до сих пор помнят Аскара Бисембина как известного кавээнщика и потому не воспринимают всерьез?
- Было такое. И раньше меня действительно коробило, что меня воспринимают как кавээнщика, а потом я успокоился. Я этого не стесняюсь, потому что КВН - это потрясающая творческая школа. Ну и никто не поспорит с тем, что я получил очень серьезное образование - являюсь магистром New York Film Academy, учился в Соединенных Штатах на режиссера.
- Обычно бывшие кавээнщики хотят, чтобы их снимали, а с вами все наоборот - вы решили встать по другую сторону камеры?
- Каждому свое: я пошел за своей мечтой, как говорят американцы. Да, я неплохо играю, но мне нравится находиться за кадром.
- А почему сначала вашей мечтой была медицина? Ведь после школы вы пошли учиться в медицинский университет и получили специальность “психиатр-нарколог”?
- То была не совсем моя мечта. Это была мечта моих родителей. И как любой подросток Советского Союза больше прислушивался именно к родителям - должен был стать потомственным врачом. Мой покойный отец Орынбасар Искакович Бисембин был доктором медицинских наук, профессором кафедры, врачом-невропатологом и психотерапевтом. Поэтому мне казалось тогда, что это единственно правильное решение. Я честно выучился на врача, но никогда им не работал. А когда научился принимать самостоятельные решения, тогда уже выбрал кино. И понял, что не надо никого прославлять, даже очень близкого тебе человека, а надо заниматься только тем, что тебе нравится. Близкие должны только поддерживать. Этому я сейчас учу свою десятилетнюю дочку Камилю. Я внушаю ей: “Никогда ничего не делай ради меня. Делай ради себя, а я просто буду рядом и поддержу. Захочешь быть цирковым клоуном или сапожником, я скажу: “О’кей!” и буду тебе всячески помогать!” Потому что когда человек занимается любимым делом, у него есть шанс быть успешным. Но, кстати, мои знания врача и непосредственно психология помогают мне строить миры и характеры в своих фильмах, в сценариях.
- Кстати, не все знают, что вы начинали свой путь в кино именно как сценарист. Причем это было соавторство в сценарии к очень популярному российскому сериалу “Папины дочки”, который даже получил “Тэффи”.
- Правда, я писал там сценарий только для серий первого сезона. Позвали меня на этот проект российские кавээнщики. А точнее, мой большой друг Василий ЗЕМЗЮЛИН. По его предложению я поехал в Москву. Но до этого у меня был еще один хороший опыт с Шабаном Муслимовым и Андреем Галановым - адаптационный проект “Счастливы вместе”. Спасибо им за это большое. Они мои учителя. Этот комедийный сериал с большим успехом шел на российском канале ТНТ. Скажу честно, это не очень умный сериал, хотя рейтинги были очень хорошими…
- Значит, это зритель портит кинопроизводителей?!
- Да, многие режиссеры смотрят, как на ужасные фильмы с ужасным примитивным юмором валом идут люди. И в этот момент они думают: а чего париться, если пипл хавает?! Некоторые из этого пипла даже критикуют такие фильмы, но… продолжают на них ходить! Буквально на днях пишет мне один парень: “Посмотрел очередной ваш фильм. Вы не устали эти комедии снимать?” А я ему: “Недавно мои коллеги сняли военный фильм “Шестой пост”. Это не комедия, а патриотическое кино, по-настоящему нужное, с правильным посылом, основанное на реальных событиях. Почему не пошли на него?” В ответ неожиданное: “Не учите меня жить, что хочу, то и смотрю!” Ну тогда пусть ругаются, сколько хотят, но ведь все равно не пойдут на правильное кино. И вся грусть именно в этом - все хотят какого-то тамашизма! Но это не та прекрасная “Тамаша” 70-80-х годов и не тот ранний тамашизм в хорошем его понимании, который был свойственен советскому времени, а поздняя плохая и вычурная его пародия, когда кто-то смешно падает, кто-то кривляется, кто-то произносит похабные шутки. Мне кажется, что даже в тесной компании нельзя отпускать такие шутки, а у нас они на экране - и на телевидении, и в кино. И самое обидное, что родители ходят на такие фильмы вместе с детьми и с удовольствием хлопают всему этому юмору! Может, я сейчас говорю, как какой-то уже поживший человек, может, меня назовут даже старпером, но я не хочу, чтобы мои дети росли в такой стране, где все это воспринимается на ура. Я прекрасно понимаю, что мы воспитываем публику, и чувствую свою социальную ответственность, а потому сам снимаю такие фильмы, которые могу показывать своим детям. Для меня это важно и мне не стыдно за свои фильмы, кто бы что ни говорил!
- А есть амбиции заявить о себе за пределами Казахстана?
- Конечно. Было бы глупо это отрицать. Но слово “амбиции”, наверное, более эфемерное в этой ситуации. Есть определенные цели. И я, как человек терпеливый, верю в долгую подготовку, поэтому ничего сразу не штурмую, но, думаю, мы скоро вернемся к этому вопросу. И будем заниматься чем-то там, раз нас тут так не любят! Будем искать друзей, доброжелателей и зрителей в другой стране. (Смеется.) А Россия или Америка - мне, в принципе, все равно…
Оксана ВАСИЛЕНКО, фото с интернет-ресурсов, Алматы