Прощальные гастроли?
Четвертый театральный фестиваль “Откровение” может стать последним: его бессменный организатор Ольга СУЛТАНОВА (на правом снимке) устала от вечного балансирования на краю финансовой пропасти.
Каждый раз, когда стартует фестиваль, театралы впадают в ажиотаж и прикидывают, на какие спектакли стоит сходить. Обычно в дни фестиваля можно посмотреть лучшие постановки и эксперименты гостей, подчас довольно необычные. Все дело в том, что это единственная возможность увидеть что-то действительно современное, разобраться в новых театральных жанрах, даже если окажется, что они мало кому по душе.
Если первые два года фестиваль имел поддержку алматинского акимата, то со сменой команды чиновников единственный неформальный театральный фестиваль оказался предоставленным самому себе.
- Я не знаю, будет ли в следующем году проходить фестиваль, - говорит Ольга Султанова. - У нас большая финансовая дыра, и я устала от этого. Деньги от продажи билетов я не кладу себе в карман - они помогают оплатить расходы приезжих театров. Мы стараемся делать цены на фестивальные спектакли минимальными, и если не продается хотя бы один билет, то я оказываюсь перед финансовой проблемой.
- Но на многие отечественные спектакли билеты исчезли в первый день продаж. Может быть, вы просто привозите проекты, которые просто неинтересны и непонятны нашему зрителю?
- Билеты в наши театры скупают пачками, потому что для фестиваля устанавливается специальная цена в 1200 тенге, а обычно они стоят гораздо дороже. Так что не все могут позволить себе сходить в театр, который выживает не за счет дотаций, а за счет собственных сборов. А что значит слишком продвинутые спектакли? Сколько можно ждать, пока публика созреет, продолжать кормить ее антрепризами и привозить то, что похоже на классический театр? Не буду делать этого! Надо учиться понимать современный театр, который заставляет зрителя думать. И уж поверьте, я не привожу сложные для восприятия постановки или те вещи, которые чреваты скандалом. Но показывая что-то непривычное, мы готовим зрителя к следующему году, когда сделаем еще один шаг вперед. Если конечно, “Откровение” в следующем году состоится…
- Какие из отечественных спектаклей отметили приглашенные наблюдатели фестиваля?
- У нас три фаворита - это “Уят”, “Ревизор” и “Лавина”. Хороша постановка “Причины жить”, но профессионалы отмечают, что там еще есть над чем поработать. А для меня самым большим откровением стал огромный интерес к инклюзивной программе фестиваля. Мне кажется, что в ближайшее время это все прорастет и у нас появится свой проект, работающий с особенными актерами.
Ничего, кроме правды
В рамках программы фестиваля показал свою работу и театр “Бункер”. Он тоже выбрал для Stay true непривычный жанр - вербатим.
Материалом для его спектакля стала не пьеса, написанная драматургом, а истории обычных людей. В течение двух месяцев актеры театра собирали разные байки, ездили к своим героям, слушали их, делали фотографии и даже приглашали в театр для того, чтобы потом на сцене максимально точно передать их манеру разговаривать, вести себя. Поэтому в спектакле есть ненормативная лексика и характерные для человека словечки. Сначала были отобраны шестнадцать историй, затем осталось только семь и три песни, которые скрепляют действие, возвращая к основной теме - желанию честно рассказать о себе и своей жизни. Без художественных прикрас. Так, зритель узнал истории парня, зарабатывающего на жизнь в женском образе; девушки, упавшей с четвертого этажа; мастера-кукольника... От популярного документального театра вербатим отличает то, что рассказчик максимально точно переносится на сцену с минимальными художественными изысками, а не становится материалом, который можно обрабатывать и компилировать.
Фото Марины КОНСТАНТИНОВОЙ, Алматы
Ребус для зрителя
Необычный жанр представил в гостевой программе “Откровения” российский театр “Балет Москва”.
Это что-то вроде сна на тему романа Достоевского “Идиот”, где смешиваются герои, запутывается зритель, нет сюжета, а лишь обрывки переживаний, страстей и ассоциаций. Музыка то есть, то отсутствует, актеры сопят, делают странные прыжки и всеми способами пытаются удивлять. Для кого-то в этом зрелище будет не хватать соучастия души, некой эмоциональной составляющей, поскольку непривычная пластика может заворожить, а может превратиться в разгадывание ребуса. Одни зрители покидали зал, продвинутые кричали “браво”, но и те и другие честно оставляли свои отзывы в анкетах.
Фото Марины КОНСТАНТИНОВОЙ, Алматы
Армянское чудо
В числе гостей фестиваля “Откровение” оказалась и танцевальная труппа из Армении. Зрители сидели на ступеньках, заполняли все проходы в зале, а после окончания спектакля “Не покидай меня” аплодировали стоя.
Из десяти артистов, которые вышли в этот вечер на сцену, трое имеют диагнозы, с которыми танцевать просто нереально. Но самое главное то, что зрители были восхищены не силой духа этих ребят, не смелостью профессионалов, а работой танцоров и артистов. Используя лишь одну песню в разных вариантах, режиссер Ваган БАДАЛЯН провел нас через все состояния души: любовь, одиночество, страсть, ностальгия по детству...
Звездой спектакля стала Ануш СМБАТЯН. Сорокалетняя артистка не может ходить и на сцену выползает на четвереньках, затем садится на детский велосипед, который помогает ей исполнять свою партию. Кстати, в проект Ануш пришла скованной и закрытой и лишь в процессе работы раскрылась, как цветок. А харизматичный Мгер ЗАЛИНЯН абсолютно достоверен, когда под мелодию танго позволяет роскошным девушкам сражаться за его внимание. А еще Ваган сумел создать какую-то удивительную атмосферу любви и в зале, и на сцене:
- Двадцать лет назад появился наш театр NCA.SMALL ТHEATRE. Он всегда был славен современными подходами и разножанровостью. Так что я был очень рад, когда три года назад Британский совет предложил нам создать инклюзивную танцевальную труппу. Сейчас этот спектакль очень востребован - нас часто приглашают за рубеж. Да и для нашего, армянского зрителя подобные спектакли достаточно необычны. Хотя в Европе подобные коллективы существуют уже два десятилетия.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Романа ЕГОРОВА и Владимира ЗАИКИНА, Алматы