Сергей ЛУКЬЯНЕНКО: Меня обидеть может каждый
На встречу с известным писателем-фантастом Сергеем ЛУКЬЯНЕНКО (на снимке), которая состоялась в Алматы благодаря Лекторий.kz, пришли любители его творчества. Лукьяненко приезжает в Казахстан практически ежегодно. В Таразе у известного фантаста работает не менее известный двоюродный брат - нарколог высшей категории Юрий ЛУКЬЯНЕНКО, а в южной столице живут тесть и теща.
Первым делом писатель нарушил правила, строго регламентированные организаторами встречи: пока слушатели писали вопросы на бумажках, Лукьяненко, не теряя времени, предлагал это сделать кому-нибудь с места, прямо из зала. Диалог удался: вопросы позабавили Сергея, а его ответы повеселили публику.
- Почему вы взялись за зомби? Надоело писать про вампиров?
- Если бы мне в начале писательского пути сказали, что я буду писать про зомби-апокалипсис, где мертвецы будут ходить и пытаться сожрать людей, я бы рассмеялся. Это ведь несерьезно! Но год назад на меня вышел один кинопродюсер с жалобной просьбой - он уже несколько лет ищет идею для фильма про зомби, но все, что ему предлагали, было вторичным и неинтересным. Я только посмеялся над этим предложением. Но как-то летом, купаясь в море, в хорошем настроении вдруг подумал: а если зомби... не просто страшные монстры, если они имеют разум, становятся мирными и сосуществуют с обычными людьми? Я предложил это продюсеру - тот обрадовался. Кинокомпания одобрила: будем снимать! Сели подписывать договор. И тут выяснилось, что компания хочет получить все права и на фильм, и на книгу, если я решусь написать ее после сценария. Говорю им: “Ребята, это какое-то безумие, не буду на таких условиях подписывать договор!” С той кинокомпанией ничего не вышло, но зато я написал роман “Кваzи”. А неделю назад подписал договор с другой компанией уже на экранизацию этой книги. Для первой кинокомпании это будет уроком: нельзя так вести себя с авторами, ведь автор - человек беззащитный, его обидеть может каждый...
- Как появился на свет детский роман “Недотепа”?
- Иногда я люблю подурачиться. Как-то в Интернете залез на форум молодых и талантливых авторов, представился начинающим писателем, десятиклассником Васей Пупкиным, написал первые десять страниц “Недотепы”, при этом писал просто, иронично, чтобы посмотреть на реакцию этих ребят. Они зверски отругали мое творчество, сказали: “Мальчик, иди читай классиков, а лучше - нас”. И только один из них вылез ко мне в приватную беседу и предложил написать это в соавторстве. Я посмеялся, посмотрел на эти десять страниц, подумал, что давно не писал книг для подростков. А когда книга вышла, с удивлением понял, что в ней никто не умер - это получилась действительно детская книга.
- Хотели бы попробовать себя в других жанрах?
- Я пытался написать реалистический роман, но мне все время не хватало там фантастики. Было такое ощущение, что мне дали задание нарисовать портрет, забрали все краски, оставив синюю, фиолетовую, оранжевую, и потребовали использовать только их. А когда у меня родился старший сын, жена сказала: “Теперь ты просто обязан написать детскую сказку!” Пытался написать простую сказку, а выходило как минимум детское фэнтези. Я долго бился над разными жанрами, и пока, как мне кажется, удается одно: сейчас я пишу классический детектив: там умный и немного странный сыщик, его помощник, который тоже не дурак, но не такой умный, коварный и хитрый убийца, дом с большим количеством людей. Надеюсь, этот детектив у меня получится.
- Почему в ваших книгах нет представителей нетрадиционной сексуальной ориентации?
- Как это нет?! Путина тоже как-то спросили: “А почему вы обижаете геев?”, на что он ответил: “А мы не обижаем, у нас много их в правительстве”. Вот и у меня есть замечательный персонаж с нетрадиционной ориентацией - генерал. Присмотритесь.
- Кто пишет продолжение “дозоров” и почему среди них нет алматинского, раз вы так любите наш город?
- Я написал про “дозоры” шесть книжек и решил, что хватит. Но интерес у читателей остался, как и у многих молодых авторов, которые выросли на них - первая книга “Ночной дозор” вышла 20 лет назад. Я предложил им писать свои истории про “дозоры”, только не трогать Городецкого. Так появилась серия книг, которая называется “Проект Сергея Лукьяненко “Дозоры”. Там есть мои фрагменты, местами я работал с текстом, но основная идея и объем принадлежат перу молодых авторов. Есть интересные истории: как “дозоры” жили в ХVII веке, как они предотвратили Карибский кризис и ядерную войну. Можно брать любое время и любое место, главное, чтобы это не противоречило основной линии “дозоров”. Если кто хочет написать о “дозоре” в Алматы - пожалуйста.
- Почему так часто в книгах умирает Семецкий?
- В книге “Осенние визиты” был ненароком упомянут бизнесмен Юрий Семецкий. А в Москве, как оказалось, есть такой хороший издатель Юрий СЕМЕЦКИЙ, как-то мы встретились, и он шутливо спросил: “Зачем ты меня в книге убил?” А потом дал добро: “Ладно, убивай, только фамилию не путай”. Ну и появилась такая традиция: практически в каждой книжке я стал убивать по одному Семецкому. Как он только не погибал: захлебнулся в ванне, его завалило книжками в магазине... Но традиция пошла дальше: его стали убивать и другие современные писатели. У нас даже была такая шутка: тем авторам, которые на первой странице убивали Семецкого, мы заворачивали эту книгу в обложку, на которой было написано: “Молод ты еще Семецкого убивать!”
- Были ли в вашей жизни мистические случаи?
- Я всю жизнь был агностиком. Конечно, я не был из разряда тех людей, которые бегают с криками: “Бога нет!” Для меня Бог был недоказанным фактом. А потом я начал работать над книгой “Холодные берега”, где с точки зрения православия очень кощунственная идея: Господь пощадил своего сына и вместо него дал обычному человеку испытать силу Христа, возможность творить чудеса и пройти через все его муки. Я прочел и Библию, и апокрифы, а после того как написал первую книгу, уверовал и захотел покреститься. И этому был знак, немного курьезный: мы пошли с женой ловить такси, чтобы поехать на крещение в церковь. Останавливается машина, а в ней за рулем поп-бомбила, в рясе, как положено. Спрашивает, куда. Говорю, что в церковь креститься. А он: “Дело хорошее, сколько платите?” Не думайте, что он бесплатно меня подвез, обрадовавшись, какое это прекрасное богоугодное дело - креститься. Разве это не мистическое совпадение?
- Сбываются ли предсказания фантастов?
- У того, что напишешь, гораздо больше шансов не сбыться. Например, ни один из фантастов не предсказал мобильного телефона. Если герои и попадают в далекое будущее и летают в космос, то они заходят в дома и звонят по обычным старым телефонам. Но иногда сбываются какие-то социальные прогнозы. Мне как-то цитировали мою же книгу, написанную в 1998 году, где описывалась война России с Украиной из-за Крыма.
- Были ли у вас профессиональные неудачи?
- Как-то разработчики одной компьютерной игры предложили мне написать книгу, где действия будут происходить в мире реально существующей компьютерной игры, своего рода реклама. Сначала предполагалось, что будет целая серия книг и фильм по ним, а когда вышла первая книга “Конкуренты”, то хозяева игры переругались - не поделили авторские права, и все заглохло. Получилась недописанная история, а продолжить я ее не могу. Вот так вот, соблазнился большими гонорарами и возможностью поработать в глобальном проекте.
- Правда ли, что вы были причастны к фильму “Выкрутасы” и он имел другой первоначальный сценарий?
- Меня и Тимура БЕКМАМБЕТОВА позвал на встречу один богатый человек, которых называют олигархами. Он объяснил, что хочет снять фильм в подарок сыну - наследнику другого олигарха, его друга. Фильм должен был быть про мальчика, который создал команду роботов-футболистов. Идея была странная, но поскольку у олигарха была возможность достать чековую книжку из кармана и выписать любую сумму, мы с Тимуром стали это обсуждать. Я даже взялся писать сценарий. Но потом, слава богу, идея заглохла, а Тимур такой человек, который не любит, когда в хозяйстве что-то пропадает - снял фильм “Выкрутасы” про Константина ХАБЕНСКОГО, который тренирует детскую команду. Хотя, когда я смотрю на наш футбол, мне кажется, уже пора бы создать роботов-футболистов...
- Как вы относитесь к творчеству писателя Алексея ИВАНОВА, автора нашумевшего романа “Географ глобус пропил”?
- Когда-то он писал фантастику, представьте себе! И весьма неплохую. Как-то мы вместе поехали на съезд молодых писателей-фантастов в Прибалтику, нам было по 20 лет. Иванова там раскритиковали, он очень расстроился, да так, что я в гостиничном номере отпаивал его рижским бальзамом. После этого фантастику он больше не писал, но стал знаменит в своем реалистическом жанре.
- Не хотите ли переехать за границу?
- У меня трое детей, и именно по этой причине я не собираюсь переезжать в другую, прекрасную, солнечную и спокойную страну. Конечно, какая-нибудь Италия гораздо лучше для жизни, чем Россия: у нас все-таки зима занимает половину года, и ничего с этим не поделаешь. А когда ребенок приходит с прогулки и кричит: “Ура, уже тепло, можно надевать летние варежки!”, мне становится его жалко. Но если дети туда переберутся, то они вырастут гражданами другой страны - итальянцами, англичанами, а я этого не хочу. Надо любить свою страну, даже если там не самый лучший климат и не самые вкусные помидоры. Но самые вкусные помидоры, кстати, растут на моей родине - в Таразе. С ними не сравнятся никакие итальянские. А в Алматы самая вкусная вода. Всегда с удовольствием возвращаюсь сюда, правда, меня поражает то, что здесь до сих пор не налажено освещение, совсем как в 90-е годы. Надо как-то к свету стремиться.
Екатерина ТИХОНОВА, фото с сайта meloman.kz, Алматы