Выставка на пустом месте
Трудно даже вспомнить, когда в кассу Ботанического сада Алматы выстраивались такие огромные очереди, как в минувшую субботу. А все из-за того, что художники пригласили туда всех желающих на арт-пикник.
Происходило это в рамках масштабного городского фестиваля современной культуры ARTBATFEST. В этом году организаторы решили максимально сконцентрировать работы художников и использовали для этого Ботанический сад. Темой коллективного исследования стал симбиоз города и природы, зрителя и арт-объекта, архитектурных стилей. Куратор проекта Яна МАЛИНОВСКАЯ видит этот симбиоз как эволюцию от вражды всех со всеми до попытки выживать, используя друг друга. Эдакий компромисс, вынужденное сотрудничество.
Компромиссом оказалась и сама территория Ботсада - заброшенная и неухоженная, с сорняками, прижившимися прямо на асфальте, пустыми водоемами и жухлой травой.
Но объявив выставку и пригласив горожан на арт-пикник, художники создали очереди в кассу - одно дело гулять по пустынным аллеям, и совсем другое - отдыхать в режиме праздника: с воздушными шарами, вкусной едой и аниматорами. А заодно можно посмотреть и работы художников.
Они оказались очень разными и по накалу, и по количеству идей: от таких сложносочиненных, как проект Елены и Виктора ВОРОБЬЕВЫХ, до незатейливых одноходовых. Елена и Виктор на дне заброшенного пруда создали целую клумбу из живых и искусственных хризантем. Своему произведению они старались продлить жизнь и поливали растения. Художники по секрету рассказали, что искусственные цветы образуют слово “арт”: мол, вечным окажется искусство. Это вариант для Алматы, не склонного к тяжелым размышлениям, особенно в солнечном сентябре.
Чуть дальше по аллее на железных бочках фигуры из воска в клетках - они плавятся на солнце, превращаясь в бесформенное нечто, и при этом не важно, обитают ли они в позолоченной или обычной железной клетке. Конец один.
В глубине тенистых зарослей настоящий пряничный домик - он ярко раскрашен, и, лишь подойдя ближе, можно убедиться, что внутри сырость и запустение. Игра на контрастах и противоположностях оказалась популярной у художников. Алтынай САТАНОВА, например, соединила саманный кирпич с полиуретановыми пилястрами и галтелями. А Асхат АХМЕДЬЯРОВ, посадив в кадки деревья вверх корнями, словно кричит о тупике, в который мы попали. Здесь нет никакого симбиоза, только отсутствие диалога с самим собой, природой, обществом, властью. Выставка продлится до конца сентября, хотя аниматоры и закуски к произведениям искусства больше прилагаться не будут.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы