Под тишь трамвайных колёс
В рамках фестиваля современного искусства ARTBATFEST, стартовавшего в Алматы в седьмой раз, зрителей пригласили в очень своеобразный выставочный зал - законсервированное трамвайное депо.
Год назад городские власти южной столицы прекратили движение трамваев по городу. Общественность бурно повозмущалась, но, как водится, мнение горожан ничего не изменило. Желтые вагончики загнали в ангары, и депо стало зарастать бурьяном.
Когда молодым художникам разрешили на месяц превратить одно из заброшенных помещений в выставочное пространство, участники фестиваля пришли в восторг. Легко оформился и круг тем, так что хотя у этой экспозиции нет названия и общей концепции, но за глаза проект назвали “Прощание с трамваем”. И, пожалуй, впервые выставка художников по популярности могла конкурировать с самыми модными вечеринками - в день открытия здесь было не протолкнуться. Народ валил толпами, делал селфи на фоне вагончиков и включался во все акции фестиваля. Большинство молодых авторов оказались демократичны и понятны. Тем не менее экспонаты сопровождали не просто этикетки, а аннотации.
Встречал посетителей вагон, целиком обернутый целлофаном. Эдакий трамвай-кокон. Это инсталляция Александры КАЛАЧЕВОЙ. “Словно огромное насекомое, которое затаилось и ждет лучшего момента для своего нового рождения. Но что появится из этого кокона, покажет время”, - гласит аннотация к этой работе.
Приговор алматинским трамвайчикам был подписан в том числе и после крупного ДТП 13 октября 2015 года, когда вследствие отказа тормозов у вагона пострадали две женщины и четырнадцать автомобилей. Автор Arman SEIN представил зрителям анимационный проект “Красные пощечины”. “Мой проект высмеивает новомодный тренд феминистического искусства в Казахстане”, - так подписан этот экспонат.
Но не меньше здесь и вполне мирных работ. Например, картинка-пазл, которую пытались собрать все посетители выставки. Правда, кусочки очень быстро отваливались на пол, к ногам следующих зрителей. Свой проект Далида АЛИЕВА назвала “РазвЕвающая игра”: “Бывают игры развИвающие, а бывают развЕвающие. Если первые созидательные, то вторые разрушительные и пускающие по ветру”.
Впрочем, темой трамваев авторы не ограничились. Например, Заринэ КИРАКОСЯН предложила зрителям перформанс на тему стыдливости. Девушка стояла на подиуме обнаженная, прикрытая только шлейфом из красной ткани. “Обнаженная сутулая девушка символизирует стыдливость. Белый цвет ее тела - чистоту, невинность. Красная ткань, идущая от бедер, струится спирально, она искалечена и повязана множеством узлов, символизируя повреждения жизненного цикла”.
А Тахир ЯХЪЯРОВ сделал несколько объектов с одинаковым названием - “Воспаленный эмоциональный центр”. Сделал из того, что нашел, и даже отметил технику как “экспрессивное склеивание”. “Сейчас человек рождается в мире, изобилующем ненужными предметами и информацией, каждый из этих ненужных предметов в погоне за местом в багаже человека очень ловко манипулирует вниманием человека через его эмоциональный центр”.
Из главных плюсов выставки то, что на ней представлены работы совсем молодых авторов, прошедших недавно школу художественного жеста. Отдельный бонус - само пространство, от которого приходят в восторг дети. Ведь это единственный шанс посидеть в вагоне трамвая, потрогать механизмы и заглянуть в ямы под рельсами.
Из минусов - не слишком корректное отношение к зрителю. Да, выставка шумела и бурлила в день открытия. Можно было даже предаться обсуждению понравившихся работ на специально организованной площадке возле стен депо. Но уже на следующий день те, кто увидел в соцсетях отчеты друзей, пришли на выставку и обнаружили по-музейному пустынное пространство. Видео- и аудиоинсталляции не работали, что-то было уже демонтировано. Вообще, на выставке не присутствовало ни одного художника или участника арт-проекта, который мог бы пообщаться со зрителями. То есть пространство выглядело мертвым, хотя выставка будет работать весь сентябрь. Не помешала бы и афиша на входе.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы