Дети без пафоса
Юные казахстанские артисты все чаще принимают участие не только в отечественных телевизионных конкурсах, но и в международных проектах и шоу. Что стоит за этим? Понты платежеспособных родителей или настоящий талант? Можно ли заработать на ребенке и стоит ли платить за участие в конкурсе? Обо всем этом мы расспросили педагога и продюсера Наталию ЧУРАКОВУ (на нижнем снимке).
Наталия готовила детей и для шоу “Голос”, и для конкурса “Новая волна”, и для проекта “Хочу к Меладзе”, так что эту кухню знает изнутри. Отговорки обиженных родителей: дескать, нас засудили, поэтому не дали места - она считает несостоятельными и объясняет:
- Сейчас на детских конкурсах действительно очень большая конкуренция, и нужно знать очень много нюансов, чтобы чего-то добиться.
- Например?
- Например, то, что зачастую существует определенный типаж для участия в том или ином проекте. На детской “Новой волне” никаких шансов нет у высокой тринадцатилетней девочки. Там востребован детский тип. То есть ребенок должен выглядеть такой хрестоматийной деточкой. На голливудский конкурс исполнительских искусств детям ездить достаточно бессмысленно. Да, там собирается очень много продюсеров, и велика вероятность получить контракт, но только в том случае, если тебе уже исполнилось 18 лет. С детьми контрактов не заключают. На телевизионных шоу порой режиссерская группа заранее прикидывает сценарий и подбирает персонажи, которые создадут интриги. Вот в “Голосе” действительно нужно классно петь.
- Вообще, какой смысл в детских конкурсах? Потешить амбиции? Потратить деньги? Не могут же дети зарабатывать?
- Вот тут вы ошибаетесь! Во-первых, дети-артисты сейчас очень неплохо зарабатывают. Заметнее это, конечно, в России и на Украине, но и у нас все чаще на праздники приглашают именно детей. Они всегда хорошо воспринимаются публикой, выступление стоит дешевле, чем у взрослых, а харизма и эмоции зачастую ярче. Одна из моих учениц таким образом накопила на свою давнюю мечту - домашнюю звукозаписывающую студию. Но самое главное, что такая деятельность позволяет ребенку рано определиться в профессии и сделать очень важные шаги. Только представьте конкурентные возможности: кто-то лет в 15-16 начинает мечтать об эстраде, а кто-то в этом возрасте уже имеет десятилетний опыт. Обратите внимание, сейчас дети поют такие произведения, которые раньше исполняли только довольно зрелые артисты. Все потому, что работа начинается все раньше и раньше. Так что это не прихоть родителей.
- Детей не жалко?
- Моцарта тоже папа заставлял играть. Конечно, иногда очень трудно объяснить восьмилетнему ребенку - на той же “Новой волне” -
почему, живя рядом с морем, он не может купаться, а должен изо дня в день репетировать в номере, в зале, понимать и выполнять указания режиссера. Такой темп не всякий взрослый способен выдержать. Это тяжело, но игра стоит свеч. Потому что именно участие в серьезных конкурсах и проектах дает очень мощный толчок к дальнейшему росту.
- Педагог, наверное, должен просчитать, куда стоит ехать за победой?
- На самом деле я уверена, что ехать надо не только за победой. Сначала ребенку и особенно его родителям полезно просто увидеть эту толпу безумно талантливых детей, которые кочуют из конкурса в конкурс, и понять, насколько велика конкуренция в детском шоу-бизнесе. Что он такой же жесткий, как и взрослый. Родители обычно очень болезненно переживают, когда дети приезжают с конкурса, не завоевав ничего. Но я считаю, что такой опыт тоже важен. Нужны разочарования, болезненные моменты. Мы не можем держать ребенка все время в розовых подушках. Это тоже готовит его к взрослой жизни.
- Что такое действительно талантливый ребенок - блестящий вокал, артистизм, харизма?
- Все вместе. У нас в Казахстане очень много хорошо поющих детей. С этим проблем нет. Но большая проблема с артистичностью. Нам всегда за границей говорят, что наши дети очень воспитанные. Но эта скованность, закрепощенность сильно мешают на сцене. Артистизм приходится раскрывать и вытаскивать. А еще талант может петь даже мимо нот, но он живет в песне, и это сразу видно и зрителям, и членам жюри. Можно научить двигаться, классно петь, но выжать харизму, если ее изначально нет в ребенке, невозможно. Только если сам ребенок захочет влюбить в себя зал, у него загорятся глаза.
- Поэтому кроме уроков вокала обычно дети занимаются еще и актерским мастерством, дефиле...
- Честно говоря, я не знаю у нас специалистов, хорошо работающих с детьми в этих направлениях, хотя предложений масса. Но когда мы приезжаем на Украину, видим потрясающе артистичных детей, готовых звезд, умеющих и двигаться не хуже профессиональных танцоров. Поэтому я всегда говорю, что нет смысла у нас годами ходить и делать какие-то сценки, несколько мастер-классов в рамках хорошего конкурса дадут ребенку гораздо больше.
- Сколько стоит участие в конкурсе?
- Серьезные международные проекты предполагают затраты только на подготовку ребенка и проезд-проживание, когда вы проходите кастинг. Обычно, если вы попадаете в финал, то даже дорогу и проживание оплачивают организаторы. Но, конечно, есть очень много конкурсов, существующих за счет взносов за участие. И в этом отношении наши, отечественные, даже переплюнули заграничные. Принять участие в программах “Бозторғай”, “Əншi балапан” и других казахстанских конкурсах стоит от 15 до 40 тысяч тенге. Это многовато даже по международным меркам. Я, выбирая для ребенка конкурс, как продюсер, всегда смотрю на его уровень и возможности, которые он предоставляет. Нет смысла поехать и привезти пачку дипломов, состязаясь с участниками, которые ниже тебя по уровню. Недавно в соцсетях одна мама хвасталась: “Вот Гран-при моего ребенка, а вот еще один казахстанец получил Гран-при на этом конкурсе. Много талантов на нашей земле!” Талантов действительно много, но Гран-при не бывает несколько... Деньги родителей вкладываются не в дипломы, а в развитие детей. Поэтому выбирать стоит конкурсы, где в качестве приза может быть запись песни или клипа, возможность какого-то дальнейшего продвижения.
- Чему вас научили конкурсы?
- В первую же поездку на “Новую волну” с нашей девочки-конкурсантки смыли макияж и сказали: “Что вы делаете с ребенком!” За границей не прокатывают все эти наши стразы, платья в пол, попытки поставить двенадцатилетнего ребенка на каблуки. Европейский стиль - это вполне обычная одежда и разве что художественный беспорядок на голове. Весь наш пафос там неуместен.
На снимке слева - направо: Рашида УЗЫХАНОВА - финалистка детской “Новой волны” в 2012 году, обладатель третьей премии национального отбора на международный телевизионный проект Bala Turkvision в 2015 году; Ксения КУЗЬМИЦКАЯ, финалистка телевизионного проекта “Музыкальная академия Евровидения” (Первый канал, г. Киев); Ванесса БЕЗРОДНАЯ - финалистка детской “Новой волны” в 2011 году, финалистка российского отбора на детское Евровидение в 2012 году, абсолютный чемпион в номинациях поп и рок-вокал Всемирного чемпионата искусств в 2014 году.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото из архива Натальи ЧУРАКОВОЙ, Алматы