1703

О чём мечтают женщины

Русский театр драмы им. Лермонтова под занавес сезона пригласил зрителей в путешествие по мрачным закоулкам женской души. На сцене постановка “Андалузское проклятие” по пьесе Федерико Гарсиа ЛОРКИ “Дом Бернарды Альбы”.
Женщины, запертые в своей мечте о любви, как в клетке, - этот сюжет всегда любим как актрисами, так и театрами всех стран. На сцене нет ни одного мужчины, хотя весь сюжет закручен вокруг страстной мечты о них. Даже сумасшедшая бабка грезит, что однажды незнакомец увезет ее и подарит счастье. Ведь мужчина - это пропуск на свободу из-под опеки матери, это счастье и кандалы в одном флаконе, это то, ради чего забываются родственные узы и даже вера в Бога.
Чем хороши премьеры Лермонтовского театра, так это стабильностью: безупречный актерский ансамбль, в котором нашлось место ярким актрисам разных амплуа и возрастов, сам по себе может сделать спектакль. На этот раз дополнительный бонус для зрителей - оформление сцены. Долгожданный минимализм. Самое главное, что декорации не отвлекают от страстей, кипящих на сцене. Зато костюмы рассказывают свои отдельные истории о героинях. Не зря постановщик спектакля Дмитрий БИЛОВ (на снимке), приглашенный из Германии, шутит, что именно они съели весь бюджет постановки.
Что касается режиссера, возможно, именно от него публика ожидала большего как от человека, двадцать лет назад уехавшего из Алматы, работающего в Европе и не связанного с контекстом привычного нам театра.
- Когда возник вопрос о сотрудничестве с театром, я предлагал достаточно много пьес, около двадцати, - говорит Дмитрий Билов. - Причем Лорка не был приоритетом. Но выбрали именно его. Может быть, потому, что это очень хорошая возможность для актрис показать себя. Словом, благодатный материал. Поскольку на русский язык пьеса была переведена лишь однажды, в 1954 году, мне пришлось очень много поработать над текстом, осовременивая несколько тяжеловесный, устаревший язык. Думая над образами, я представил себе, что может случиться с райскими птицами, если их запереть в клетке и лишить свободы...
- Очень хорошо выглядит минимализм в декорациях - но почему вы не постарались удивить публику какими-то неожиданными режиссерскими ходами?
- Минимализм мной выстрадан. Это лет пятнадцать назад в Европе очень любили нагромождать на сцене декорации и оборудование, усложнять все. Я устал от этого. Мне хотелось убрать из спектакля все, что приземляет, все эти бытовые подробности. Показать некий драматический балет страстей. Что касается желания удивить публику, я уже не в том возрасте, когда думаешь о том, как эпатировать зрителя.
- То, что актрисы все время давят на голос, привносят патетику туда, где достаточно было бы говорить гораздо спокойнее принципиальная задумка?
- К сожалению, вынужденная. Когда мы работали в репетиционных залах, картина была совершенно иная. Но у вас в театре очень плохая акустика. С этим надо что-то делать. Двадцать лет назад можно было говорить шепотом, и было все хорошо слышно. А сейчас я просил актрис добавлять голос, чтобы все зрители в зале одинаково хорошо слышали их. Вот и весь художественный замысел.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть