Дильмурат РАХМОНОВ: Цирк - это скучно
В Центральном парке Алматы выступают потрясающие артисты - династия канатоходцев, соблюдающая все древние каноны этого ремесла.
Правда, теперь вместо арбы автомобиль, на котором перевозят аппаратуру и костюмы. А к традиционным музыкальным инструментам добавилась ударная установка. Все остальное выдержано в жанре уличного представления. Даже есть карнай - огромная восточная труба, которой издревле созывали людей на площадь. В труппе одиннадцать человек - все они приходятся друг другу родственниками.
- Мы узбеки по национальности, живем в кыргызском городе Оше, - рассказывает Дильмурат РАХМОНОВ, ведущий шоу и главный в кочевой труппе. - Никто из нас никогда не учился в цирковом училище. Мастерство передается по традиции от отца к сыну. А вот женщины наши, жены и дочки, как и положено в мусульманских семьях, сидят дома.
Отец Дильмурата занят музыкальным сопровождением к представлению, дядя тренирует артистов. Сам Дильмурат ведет шоу и показывает силовые трюки. Главная звезда представления - его брат Ельмурат, он же клоун Пупсик. Именно он заставляет публику хохотать и охать от страха, когда в шутку едва не срывается с каната. Это тоже часть традиций - пощекотать нервы. “Не надо там шутить, уважаемый! - просит Дильмурат, - ты сходи по канату туда и сюда!” Наверху, на высоте одиннадцати метров, работают со страховкой, этого требуют всегда и местные власти, дающие разрешение на выступление артистов. Простенькая лонжа скользит за канатоходцем по натянутой над канатом проволоке. Но иногда Ельмурат отстегивает ее, чтобы показать очередной эффектный трюк: посидеть на канате на стуле или даже пробежать с завязанными глазами. В эти моменты лицо у него становится серьезным, а добежав до столба, артист украдкой целует его, словно благодарит...
- Без страховки тоже иногда работать надо, - говорит Дильмурат. - Кому надо? И нам, и зрителям, чтобы почувствовать чуть-чуть и страх, и адреналин. И срываться с каната тоже надо. Иначе притупляется осторожность.
Детей не заставляют и не принуждают работать перед публикой. Но как только мальчику в этой семье исполняется два года, он отправляется колесить по странам с отцом, смотреть представления. Через год ребенка спросят, хочет ли он работать вместе с семьей и в каком качестве. Вот так и происходит выбор профессии в три года.
- А не жалко вам лишать малышей детства, приучая к такому тяжелому труду?
- Почему лишаем? Это же лучше любого детского сада: они видят новые места, встречают новых друзей, им аплодирует публика. Самое хорошее детство. Мне 35 лет, из них 32 года я работаю в семейном представлении. После Алматы поедем в Казань, потом - в Москву, затем - в Сочи.
От выбранной в детстве профессии канатоходцы обычно не отказываются, как и не уходят в профессиональный цирк.
- Меня много раз звали в цирк, но я никогда не соглашался - там скучно. Долго репетируют, редко выступают. А мы с публикой общаемся каждый день, бывает, что и по два раза. Так гораздо интереснее.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Романа ЕГОРОВА, видео Надежды ПЛЯСКИНОЙ, Алматы