Кровные узы
Выставочные залы Алматы захлестнула семейственность. Тренд сезона - экспозиции, в которых авторы приходятся друг другу близкими родственниками.
Например, символичная выставка “Я - кочевник” представляет собой своеобразные, легко узнаваемые скульптуры Вагифа РАХМАНОВА и исследования его дочери Наргис РАХМАНОВОЙ-ДРЕССЛЕР (на снимке) на тему орнамента. На первый взгляд кажется, что это два полярных мира, не способных пересечься ни в одной точке. Но это только на первый взгляд.
Вагиф успел поработать во многих странах, несколько лет прожил в Канаде, где ему даже предлагали оформить гражданство. Но скульптора в этой стране возмутило отношение к его ремеслу.
- Там искусство - это не профессия, а скорее развлечение. Мне предлагали переучиться, поменять специальность! Для чего? Я был достаточно востребован, ездил по всему миру. И такой подход для меня был бы равносилен предательству. Последним доводом было: “Вам будет трудно”. На это я отвечал, что художнику трудно всегда, что художник не тот, кто умеет рисовать, а тот, кто умеет размышлять.
Наргис тоже поездила по миру, пока не вышла замуж и не осела в Германии. Именно путешествия помогли ей увидеть глубокую связь между математикой и геометрической четкостью старых арабских орнаментов.
- Для меня звук - это кочевник, - говорит Наргис. - Я давно его исследую, и такой совместной выставкой мы с папой хотели обратить внимание на вещи, которые невозможно увидеть глазами.
Наргис училась рисунку у папы, и это оказалось самой сложной школой ее жизни. Сейчас Вагиф признается, что часто давил на нее, доводил до слез, но он убежден, что часто именно в момент физической усталости появляется по-настоящему стоящая мысль.
- Он всегда был очень требовательным и невероятно суровым учителем, - говорит Наргис. - Лучшие, как мне казалось, рисунки мог просто стереть резинкой. Говорил, что никогда нельзя останавливаться на достигнутом. У нас и до сих пор очень сложные отношения, но мы очень хорошо понимаем друг друга в творчестве.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы