1497

Восточные сказки

У алматинского экспериментального театра “Жас Сахна” появились художественный руководитель и собственная труппа. До сих пор местные театралы знали его скорее как сцену, открытую для любых постановок. Но уже в мае здесь пройдет премьера вновь созданного театра.

Его костяком стал состав, собранный для спектакля “Одноклассники”. За два года существования эта постановка успела получить несколько театральных наград, в том числе и международных. Режиссер “Одноклассников” Барзу АБДУРАЗАКОВ (на снимке) и стал художественным руководителем труппы “Жас Сохна”. Для работы в новом проекте он переехал жить из родного Душанбе в Алматы.
Барзу воспитывался в театральной семье. Так же, как и родители, имеет диплом ГИТИСА. Учился у таких именитых режиссеров, как Анатолий ЭФРОС и Иосиф ХЕЙФИЦ. В его активе более восьмидесяти спектаклей, поставленных в разных странах. Сюда режиссер приехал не от невостребованности - его в настоящий момент уговаривают поставить спектакли в Осло, Омске и четырех казахстанских театрах. Но у мастера большие планы именно на театральных подмостках Алматы.
- На самом деле до “Одноклассников” я уже поставил в вашей стране два спектакля, приезжал с лекциями и мастер-классами, - рассказывает Барзу. - В качестве постоянного места работы Алматы был выбран еще и потому, что, живя здесь, я могу очень быстро приехать к своей маме, если понадоблюсь ей. Работать на родине последнее время стало сложно, поскольку театр - это всегда обостренный взгляд на жизнь, всегда высказывание какого-то личного мнения. Сейчас Алматы для меня - это оптимальный город, в котором я могу воплотить свои идеи. Город живой, яркий, красивый и очень для меня этим ценный.
- Не смущает достаточно камерный зал, в котором предстоит работать?
- На этой сцене можно делать все. Да и вообще главное - талант­ливая труппа и идеи. Кстати, мы до сих пор проводим кастинги и продолжаем набирать актеров. Сейчас очень сложный период для любого театра, особенно для среднеазиатского. Очень многие коллективы постепенно умирают, потому что мы потеряли актерскую и режиссерскую школу и выпали из процесса. Театральная Средняя Азия замкнулась в себе, осталась на уровне советской эпохи и за прошедшую четверть века практически не развивалась. Я же хочу вернуть старую школу и пойти дальше. У нас очень амбициозные планы.
- Не окажется, что свободная сцена будет теперь занята исключительно вашей труппой и антрепризные эксперименты исчезнут?
- Мы будем даже расширять поле экспериментов. Для этого у нас есть проект “Точка”, когда мы даем возможность каждому попасть на сцену и доказать свою гениальность. Кому-то мы дадим возможность поставить спектакль с нашими артистами. Кроме того, мы ведем переговоры с киргизскими театрами и с коллегами из Дании. Хотим показать их работы и запланировать совместные постановки. Глупо закрываться от мира и от талантливых людей.
- Какие еще у вас планы на ближайшее время?
- Кроме премьеры, которую скоро увидят зрители, мы планируем восстановить два спектакля и сделать постановку по восточным притчам. Я хочу познакомить ребят с глубиной восточной философии и поэзии.
- Настроенность на современный европейский театр не мешает найти собственный колорит и почерк?
- Я - восточный человек. Я из этих миниатюр, поэзии и философии, персидских ковров, древнего языка... И хочу того или нет, смотрю на мир сквозь призму этой культуры. Эту сущность не смогу изменить, как акцент или цвет кожи. К тому же я уверен, что очень важно знать прошлое. Мы говорим “Абай” и думаем о Бухаре, в которой он учился. Говоря о Бухаре, размышляем о вере и истории суфизма и так далее до глубоких связей с античной культурой. Не видеть этих глубоких сплетений просто глупо.
- А в чем ваша театральная философия?
- Я верю в то, что театр, который не делает людей счастливыми, не делает их чуть лучше - это не театр. И на него не стоит тратить свою жизнь, лучше заняться чем-то другим. И еще мы должны очень остро чувствовать ответственность за то, что происходит с публикой. А вообще театр - это очень серьезная площадка для высказываний.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Романа ЕГОРОВА и из архива театра "Жас Сахна", Алматы

На снимках: сцены из спектакля “Одноклассники”

Поделиться
Класснуть