1901

Есть финансы - пой романсы

Фрося Бурлакова - так в шутку называли в музыкальном колледже Илону ТЕН (на снимке) за наивность и огромное желание петь, даже не зная музыкальной грамоты

Сейчас Илона - солистка оперного театра им Абая. Казалось бы, сбылась ее главная мечта. Но певица говорит об этом без пафоса. Более того, она не клянется в любви опере и при каждом удобном случае изменяет ей с романсом. А еще солистка со смехом вспоминает, как всегда засыпала в зрительном зале, слушая оперу.
- Мама в лихие девяностые со своей физикой плазмы оказалась не у дел и, как многие представители интеллигенции, пошла работать нянечкой, - вспоминает Илона. - Она попала в семью главного дирижера Бишкекского оперного театра, и как-то он дал ей билет на свой концерт. Тогда я и услышала “Реквием” Моцарта. Музыка меня заворожила и, хотя я была тихим, застенчивым ребенком, придя домой, заявила, что буду петь. Мне повезло - вокальное отделение было единственным в музыкальном колледже, где необязательно знать ноты, а для поступления достаточно было спеть что-то на свой выбор. Мама посоветовала мне выучить корейскую песню. Аргументы у нее были такие: “Надо петь то, что никто не знает, тогда, даже если ты ошибешься, никто этого не поймет”. Она как в воду глядела! Я на экзамене так волновалась, что когда вышла на сцену перед комиссией, то забыла и слова, и окончание мелодии. Кружу по одному мотиву, перебираю названия всех известных мне корейских национальных блюд и никак не могу завершить песню... Естественно, я не прошла, но мне сказали, что если желание петь так велико, то специально для меня могут открыть платное отделение. Я настолько плохо себе представляла, куда попала, что до первого экзамена думала - мы занимаемся по отдельности, но в день экзамена соберемся и споем хором. Но когда поняла, что придется петь одной, то расплакалась и попыталась уйти. Я вообще была очень слезливая и могла разрыдаться даже тогда, когда преподаватель повышал голос на кого-то из однокурсников.
В общем, Илона была местной достопримечательностью, настоящей Фросей Бурлаковой, только в отличие от героини известного фильма “Приходите завтра” педагоги да и однокурсники видели в ней наивность и платежеспособность, но уж никак не талант. Так было до конца первого курса, когда Илона, к всеобщему удивлению, выразила желание выступить на конкурсе русского романса.
- Кажется, и педагоги не знали, что со мной делать. Хорошо, что мама всегда меня поддерживала. Она сначала помогла мне наполнить каждую строчку выбранного романса эмоциями. Ну что я, домашняя девочка, могла знать обо всех этих страстях, любви, горечи, которыми наполнен романс? А мама находила мне подходящие ассоциации, говорила, где и какой момент жизни надо вспомнить, чтобы испытать нужные эмоции. Кроме того, в течение двух недель она меня одевала, причесывала, заставляла выйти с поклоном и исполнить этот романс перед ней, как перед жюри, чтобы я привыкла петь для публики. В результате такой подготовки я получила первое место не столько за вокал, сколько за эмоциональность исполнения.
Так, благодаря романсу на Илону стали смотреть уже не как на девочку с платного отделения, и даже порекомендовали ехать поступать в Питер. Только Илона предпочла не уезжать так далеко, а попробовать свои силы в казахской консерватории. И решила для себя: если произойдет чудо и она поступит на бюджетное отделение, значит, это судьба. Если нет, то надо выбирать другую профессию. И чудо произошло.
Вскоре средненькая студентка снова заявила о себе с помощью романса. На третьем курсе Илона случайно узнала о том, что в Шымкенте проходит отборочный тур российского конкурса “Романсиада”. Там она заняла третье место и так понравилась председателю жюри, что получила от него персональное приглашение в Москву в качестве гостьи фестиваля. А через три года она выступила на нем уже как конкурсантка в номинации “Профессионалы”.
Потом прошла по конкурсу в оперный театр, вышла замуж, родила ребенка и снова почти случайно попала в грандиозный международный проект “Новому веку - новые имена”.
- Проект предполагал демонстрацию публике молодых дарований, которые уже в достаточной мере заявили о себе. И это было настоящее исполнение мечты: Карнеги-холл Нью-Йорка, лучший оркестр, знаменитый дирижер... Я, честно говоря, когда познакомилась с участниками концерта, то немного растерялась. Все оказались уже состоявшимися на мировой сцене звездами, за каждым из них стоял фонд или Ростроповича, или Спивакова, их график был расписан на месяцы вперед. Я же скромно говорила: “После Нью-Йорка у меня по плану концерт в Уштобе”.
- И в какой момент исчезли ваши комплексы?
- Во время репетиции. Надо сказать, что выступления за границей для меня всегда превращаются в праздник именно из-за совершенно особенного отношения коллег друг к другу. Никто не кричит, не проверяет тебя. Считается, что раз пригласили - значит, ты этого достойна. Так получилось и на этот раз. У меня был очень длинный и тяжелый перелет, и когда я через несколько часов после приземления самолета приехала на репетицию с оркестром, то просто не могла выдавить из себя ни одного звука. От расстройства и разочарования в себе выступили слезы на глазах, но неудобно было плакать, когда на тебя смотрит целый оркестр. Все сидят и ждут, никто не вздыхает демонстративно, не фыркает в мою сторону, не кричит: “Какого черта ты приехала, раз не можешь спеть!” Меня же еще и успокаивали, уговаривали отдохнуть и сообщить, когда буду готова к тому, чтобы выполнить программу. Вы представляете - целый оркестр с именитым дирижером был готов собраться в удобное для меня время!
- Почему вы так и не влюбились в оперу?
- Да, для каждого вокалиста это некая планка, показатель удачно сложившейся карьеры. Но в опере я связана задумкой режиссера, образом героини, которую должна играть в течение всего вечера. А вместо зрительного зала я вижу черный провал и лишь догадываюсь, что, возможно, там есть люди. Совсем другое дело - концерт. Там за вечер можно примерить на себя много разных образов, постоянно чувствовать эмоциональный отклик зала, там все зависит только от тебя. Поэтому петь на концертах я люблю, так же как и преподавать.
- Наверное, вы занимаетесь только с самыми талантливыми учениками?..
- Как раз нет! Не каждому же хочется зат­мить Карузо. Кому-то голос необходим, чтобы блеснуть в караоке, и это здорово! Я бы всем советовала петь, потому что пение снимает стресс лучше алкоголя, раскрепощает и поднимает настроение. А когда человек учится вокалу, то музыка становится не фоном, а наслаждением. Проникает в жизнь человека и делает его лучше. Со мной было именно так!

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, Алматы

Поделиться
Класснуть