В Техасе я не чужая!
Казахстанская кобызистка Акерке ТАЖИБАЕВА встретит Наурыз в Америке, а приехав домой, выйдет замуж за человека, который вернул её в мир музыки
Ее судьба - готовый сюжет для кино. Чего стоит один эпизод: школьница выступает на конкурсе в Турции, ее замечает президент страны, министр культуры дает свою визитку, и юная музыкантша на День республики звонит чиновнику, чтобы поздравить его с замечательным праздником. Министр договаривается о встрече во время ближайшего визита в Алматы и приглашает девочку с мамой отдохнуть в Турции месяца три. Акерке серьезно отвечает: три месяца для отдыха очень много, вот если два из них посвятить изучению турецкого языка и музыкальным занятиям, то другое дело... С тех пор Турция стала ее вторым домом.
Сама завязка этой истории по-киношному эффектна. Девочка из Туркестана выступает на всех праздниках и конкурсах, мечтает поступить в музыкальную школу, но у родителей нет возможности везти ее в Алматы, а в Туркестане тогда не было музыкальной школы. Так Акерке умудрилась, будучи во время каникул в гостях у тети и дяди, поступить в музыкалку. Причем выбрала для себя экзотический по тем временам инструмент - кобыз.
- Кобыз я видела по телевизору, и мне очень нравилось его мистическое звучание, - рассказывает Акерке. - Но если с поступлением в музыкальную школу мои родители в итоге смирились, то кобыз им совершенно не нравился. Они его считали слишком древним и неперспективным, боялись, что с ним у меня не будет будущего. Кобыз действительно был мало распространен, поскольку в советское время считался инструментом баксы (шаманов) и находился под негласным запретом. Но до сих пор не жалею, что выбрала именно его. С помощью кобыза я увидела мир, он кормит меня, позволяет помогать родителям и вообще окрыляет.
- Как может помочь увидеть мир этнический инструмент - локальный, казалось бы, по своей сути?
- Я играла на кобызе в 33 странах (города подсчитать не берусь). За границей выступала чаще, чем с сольными концертами на родине. Дело в том, что сходные этнические инструменты есть практически во всех тюркоязычных странах - только называются они везде по-разному. Более того, легендарный сказитель-кобызист, музыкант и поэт Коркыт считается своим во всех этих странах. Много раз мне показывали его могилу и памятник, говорили: вот гордость нации. Наверное, так происходит потому, что он тоже много путешествовал.
- Вы верите в мистику инструмента?
- Я читала, что ученые смогли доказать терапевтическую силу кобыза, да и сама убедилась в этом однажды. Как-то ехала в поезде, и одному из пассажиров стало плохо. Видимо, обострилось какое-то нервное заболевание - он был весь скручен спазмами, беспокоился, бредил. В какой-то момент я не выдержала, села на верхнюю полку и начала играть произведения Коркыта. Прошло время, пассажир заплакал и успокоился. Потом благодарил меня за то, что вылечила. Кстати, интересно, что шаманским этот инструмент считается только у казахов.
- Вы первая начали экспериментировать, расширяя репертуар кобыза. Не критиковали вас за это?
- Конечно критиковали! Но сейчас люди, упрекавшие меня в том, что я порчу инструмент эстрадой и джазом, сами просят на свадьбах и корпоративах играть не только этническую музыку.
- Как так получилось, что вы, успешный музыкант, на целых четыре года забросили карьеру?
- Я же южная девушка, а у нас на первом месте семья. Родители все время торопили с замужеством, а когда появился жених (кстати, алматинец, а не южанин), он мне сразу сказал: после свадьбы выступать смогу только дома перед членами семьи. Я принимала как должное такую позицию. И хотя у нас с ним так и не сложилась пара, в какой-то момент я поняла, что все равно не смогу всегда заниматься музыкой. А поняв, получила второе образование и пошла на госслужбу - в акимат Алматы, в управление туризма.
- Можно представить, как чиновники обрадовались, получив сразу и сотрудника, и музыканта с именем!
- Как раз наоборот... Мне сразу сказали, чтобы я прекратила выступления. Сначала пыталась отпроситься официально, объяснить, что играю на очень серьезных площадках и по весьма солидным поводам. Но когда даже после официального письма из Министерства экономики меня не пустили на концерт, посвященный подписанию меморандума по проведению EXPO в Казахстане, я изменила тактику. Для редких выступлений брала отгулы, отпуск за свой счет, даже справку о болезни. Так я жила четыре года - до тех пор, пока мой нынешний жених не сказал мне: “Госслужба - это не твое, я вижу по твоим глазам, что это для тебя не жизнь”. Единственный человек, который меня по-настоящему поддержал! Вот так и вышло, что в августе прошлого года я написала заявление и оставила работу в акимате. И действительно, все стало складываться самым замечательным образом, жизнь заиграла совсем иными красками! Вот сейчас, в марте, у меня запланированы большие концерты в Вашингтоне и Нью-Йорке. Мне тем более приятно поехать в Америку, что я являюсь почетным гражданином штата Техас. В 2012 году я десять дней играла там в рамках этнического фестиваля, и в знак уважения перед казахстанской диаспорой Техаса мне предоставили такую привилегию.
- Вы двоюродная сестра Кайрата НУРТАСА. Почему же он не организовал вам пиар-кампанию? Не секрет, что есть этнические исполнители, производящие гораздо больше пиар-шума, чем вы.
- Все так говорят. Но мы с Кайратом идем в разных направлениях, хотя одно время я выступала на его концертах. Я очень уважаю его труд, но больше пересекаюсь с ним через... поклонниц. Они постоянно пишут мне, спрашивают, как у него дела, словно я справочное бюро.
- Расскажите немного о своем женихе.
- Он юрист, болашаковец, стажировался в Японии. Вообще, он человек очень амбициозный в самом хорошем смысле этого слова и привыкший всего добиваться самостоятельно. Поначалу он, как и многие, считал: раз я двоюродная сестра Нуртаса, раз объехала полмира, значит, “звезданутая” и ко мне просто так не подойдешь. Но потом мы нашли с ним общий язык, поняли, что наши взгляды на жизнь во многом совпадают, хотя, по идее, не должны совпадать. Ведь я типичная южная девочка, а он западный казах. Он живет в Астане, и мне придется туда переехать. Очень приятно, что он думает о моих родителях, понимает: они будут скучать по мне, нам необходимо будет видеться с ними почаще. Думает и о том, чем я буду заниматься в Астане. Вот только пока не очень поняла его отношения к моим гастролям - он прямо-таки задал мне загадку. Дело в том, что после медового месяца меня приглашают поехать в Мексику. Он мне сказал: “Решай сама, я не запрещаю. Но ты умная женщина и примешь правильное решение”. Вот и попробуй разгадай такой ребус... Лучше бы кулаком по столу стукнул и просто запретил!
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, Алматы