955

Давайте дружить сценами

Легендарный ташкентский театр “Ильхом” приехал в Алматы, чтобы показать свою экспериментальную постановку “Приключение С”.
Непосвященным трудно понять, почему столько восторга вызывает это, казалось бы, небольшое событие. Но “Ильхом”, отмечающий в этом году свое сорокалетие, является культовым коллективом, символом свободы, неординарности и выживания вопреки множеству причин. Несмотря на то что гео­графически театр относительно близок к нам (многие казахстанские театралы ездят в Ташкент на спектакли “Ильхома”), на гастролях в Казахстане коллектив бывает крайне редко.
Правда, сейчас “Ильхом” и организовавший его приезд “АРТиШОК” торжественно пообещали активнее дружить театрами. На пресс-конференции прозвучала даже фраза: “А почему бы нам не организовать ассоциацию независимых театров Азии, ну хотя бы из наших двух?..”
В Алматы был показан весьма специфичный спектакль, не­обычный даже для таких экспериментаторов, как ильхомовцы. Это попытка исследовать внутреннее состояние творческого или сумасшедшего человека, то есть находящегося в состоянии измененного сознания. В постановке используются тексты КАНДИНСКОГО, Гоголя и артиста, занятого в спектакле, Яна ДОБРЫНИНА. Действия как такового нет. Три актера, которые являются и сцено­графами, и авторами монологов, и даже создателями костюмов, перебрасывают как мячик внимание зрителя, играя ассоциациями.
- Для того чтобы написать те тексты, которые используются в этом спектакле, меня вводили в медитативный транс, - говорит Ян.
- На самом деле советский театр упустил целую эпоху - эпоху абсурда, - подхватывает разговор режиссер спектакля Максим ФАДЕЕВ. - Поэтому то, что сейчас нам кажется непонятным и непривычным, давно уже было освоено театрами других стран. Спектакли без сюжета, сложный ряд ассоциаций и прочее.
“Ильхом” приехал в рамках артишоковского проекта “Время действовать”, направленного на демонстрацию экспериментальных и дебютных работ молодых режиссеров. Оказалось, что стать менеджерами и организовать приезд театра актерам пришлось поневоле. Безвозмездно предоставляемая сцена и возможность осуществить свои идеи не стали для молодых местных режиссеров достаточной мотивацией.
- Я сама приходила в Академию им. Жургенова, приглашала студентов принять участие в проекте, - рассказывает актриса “АРТиШОКа” Анастасия ТАРАСОВА.
Но через два месяца в “АРТиШОКе” поняли, что желающих прорваться к зрителям, увы, не наблюдается. Вот тогда, чтобы не останавливать проект, решено было пригласить сначала коллег из Бишкека, а затем из Ташкента.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото предоставлены театром “Ильхом”, Алматы

Поделиться
Класснуть