2598

Художник без холста

Скандально известный алматинский художник Паша КАС (на правом снимке) изрядно наследил в последний месяц в Санкт-Петербурге. Но вместо репрессий получил огромное внимание журналистов и горожан. Его дворник с лицом Джоконды и портрет Хармса, нарисованные на стенах домов, были настоящими героями новостей. Но погостив в северной столице России, Паша вернулся домой, где позволяет себе острые и злободневные высказывания. Отчего и прослыл одиночкой, которого не любят как граффитисты, так и серьезные художники. 

- Паша, кто вы по образованию?
- Я окончил архитектурный институт как инженер-проектировщик, но в настоящее время целиком и полностью занят стрит-артом. Этому нигде не учат, тем более у нас. Да и вообще, до меня стрит-арта как явления в Казахстане не наблюдалось. Что касается работы, я давно понял, что не смогу приходить в девять утра в офис, выжиматься на дядю и копить на пенсию. Есть другой вариант - заниматься любимым делом со всей самоотдачей, быть полезным, делать свою историю. В жизни так все устроено: ты отдаешь - и тут же получаешь. Благодаря этой простой формуле я получаю возможность творить, путешествовать, взаимодействовать, быть тем, кто я есть на самом деле. Возможно, многие к этому отнесутся скептично, но так живут свободные люди.
- Обычно всех авторов, рисующих на стенах домов, относят к граффитистам...
- Граффити и стрит-арт - совершенно разные направления, хоть они связаны общим понятием уличного искусства. Граффити - это упражнения с формой, цветом, объемом. В основе стрит-арта - идея, месседж. Я - художник стрит-арта.
- Что вы делали в Питере? И для чего оставляли свои работы на стенах его домов?
- Мне очень нравится этот город, его дух. Я бываю там стабильно раз в год - заряжаюсь, делаю работы, выставляюсь. В Питере у меня много друзей, там же живет мой куратор, бывший соотечественник из Астаны. К тому же в Питере совершенно иначе относятся к современному искусству. Мои работы там не уничтожают. И пресса, и горожане поддерживают меня. Существует одна проблема - уезжать оттуда обратно домой. Но я всегда возвращаюсь, поскольку понимаю, что нужен здесь.
- Что мешает так же активно работать на улицах Алматы, как в Питере?
- На самом деле здесь у меня более тридцати работ, а в Питере всего четыре. Но иногда кажется, что наши искусствоведы специально не замечают меня. Они не хотят видеть то, что уличное искусство в Казахстане становится явлением, от которого уже совсем скоро нельзя будет просто отмахнуться. Но, несмотря на противостояние искусствоведов и старшего поколения художников, я, что называется, не парюсь и у меня большие планы. Работ будет много, они будут масштабные и - очень буду стараться - качественные, интересные.
- Почему в Питере в ваших рисунках не было такого сильного социального подтекста, как в целом ряде отечественных?
- Потому что в Питере я - гость. Совсем другая ситуация в Казахстане, дома. Мне совсем небезразлично то, что у нас происходит каждый день. Это и проблема статистики суицидов, и отношение к простым людям, и все то, о чем хочется говорить вслух. Что я и делаю.
- Не было ли в Питере проблем с властями и не привлекали ли вас к какой-либо ответственности за ваши “художества” дома?
- В Алматы меня привлекали, штрафовали, проводили разъяснительную работу. Правда, просили не сильно распространяться на эту тему. Что касается коллег, председатель Союза художников Казахстана как-то выступил в прессе и сказал, что они не признают меня, что художник не имеет права выносить сор из избы. Вот то, с чем я в корне не согласен.
- Но и алматинские граффитисты не слишком вас любят. У вас вообще есть ученики или круг единомышленников?
- Я не состою ни в каких сообществах, мне важнее диалог со зрителем. Стрит-арт - шумное явление, остросоциальное, идейное. Тем он и отличается от граффити, где ребята хвастаются своим умением передавать объем, цвет, форму. А потом прячут свои лица - здесь мы расходимся. Я в своем видеоманифесте призывал снять маски, назваться и перестать прятаться. Это было бы честно.
- Зачем вы делаете работу, которая никем не оплачивается? Хочется популярности?
- Помните фразу Данилы БАГРОВА из фильма “Брат”: “Вот есть у тебя деньги, и что?..” Продолжите сами. Думаю, есть в жизни вещи поважнее денег и популярности. Быть нужным. Быть человеком. Жить осмысленно. Я выбрал себе такой путь, буду стараться не сворачивать с него.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото работ предоставлены Пашей КАС, Алматы

Поделиться
Класснуть