2354

Галина ПЬЯНОВА: Здесь надо жить, а не проживать

Режиссер алматинского театра “АРТиШОК” Галина ПЬЯНОВА (на правом снимке) вот уже полтора года работает по контракту в Новосибирске, живет на два города и продолжает ездить по всему миру. А главной темой театра ближайшего времени считает поиск своих корней и своего места.

- Галина, сейчас такое время, что каждый невольно задумывается: куда откочевать в поисках лучшей жизни? Вы уже решили для себя?
- Это самый сложный для меня вопрос, и решать его надо всей семьей. Хотя я сама предпочла бы жить в Казахстане, то есть вернуться после окончания срока контракта.
- Говорят, что люди, выросшие на Востоке, отличаются от тех же россиян и никогда не будут с ними идентичны.
- Мы действительно другие. Это вопрос ментальности - отношение к человеку, факту, событию, само мировоззрение. Например, мы абсолютно неконфликтны. И это не является отсутствием позиции - мои соображения по тому или иному поводу могут быть гораз­до жестче, чем у тех, кто открыто конфликтует и кричит о своем мнении. Просто я не становлюсь резкой и нетерпимой, я и слово-то “конфликт” до последнего времени не любила употреблять, хотя в театре это основа любого действия. Предпочитала заменять его на “напряжение”. А российская ментальность конфликтна, причем порой это выдается за гражданскую позицию. И я не хотела бы, чтобы такое мировоззрение стало привычкой, к примеру, для моего ребенка. Зачем воевать там, где можно не воевать?
- Считается, что творческие люди служат некими антеннами и раньше любых аналитиков или провидцев чувствуют изменения мира. Вам не кажется, что мир сошел с ума?
- А тут не надо быть провидцем, чтобы понять, что действительно во всем мире происходит нечто, в чем мы вынуждены будем принять участие. В стороне не останется никто. Сейчас я с украинским драматургом Наташей ВОРОЖБИТ и казахстанским аналитиком Досымом САТПАЕВЫМ собираю материал для нового спектакля. Так вот Наталья, живущая в стране, где идет война, сейчас более позитивна, чем мы, потому что там уже все понятно и каждый сделал свой выбор, принял решение. И от этого люди эмоционально раскрепощены в отличие от нас и россиян. Я понимаю, что только сумасшедший может желать войны. Но в России порой я сталкиваюсь именно с такой позицией, особенно у мужчин, когда война рассматривается как единственный выход, возможность собственного человеческого утверждения.
- О чем будет ваш спектакль?
- История о сегодняшних молодых людях, ведь именно от них зависит, какой будет страна через двадцать лет. У Досыма есть публицистическая работа, которая меня вдохновила. Могу привести оттуда фразу: “Казахстанскую молодежь можно сравнить с чистой доской. Что на ней сейчас напишут, так мы и будем жить”. Сделать пьесы мы хотим на местном материале, но так, чтобы это было понятно в любой точке мира. Наташа специально приехала в Алматы, чтобы почувствовать ментальность наших людей. Вот сейчас пошла на Зеленый базар.
- Что ее здесь удивляет больше всего, не считая казы и гостеприимства?
- Ее поражает, как мы все отделываемся от того места, где живем, что мы все ведем себя как временщики. Удивляет, что жители больших городов не хотят знать язык. А ведь это уже не вопрос политики, лобби или выяснения отношений. Просто в город приезжает все больше молодых людей из глубинки, говорящих на казахском. И не замечать этого глупо.
- Вы сознательно уходите от политических вопросов?
- Я просто в них ничего не понимаю, через два шага запутываюсь в этой теме. Я хочу только, чтобы моим детям было хорошо, чтобы они были образованны и не участвовали в конфликтах. Чтобы они жили в том обществе, где их никто не обижает и они никого не обижают.
- Как вы для себя определяете казахстанскую ментальность?
- Мы много улыбаемся и более открыты в общении. Меня даже иногда одергивают в России, говорят, что так не принято. Но мы любим разговаривать не с психо­аналитиком, а с человеком.
- И все же как вы отвечаете для себя на вопрос, где вы хотите жить?
- Я каждый день пытаюсь найти ответ. Раньше говорили, что человек должен быть там, где ему хорошо. Сегодня, наверное, правильнее сказать, что человек должен быть там, где он может приносить максимальную пользу, изменяя то, что он хочет изменить. По моим ощущениям я приношу максимальную пользу здесь, в Алматы. Хотя артисты по определению ведут кочевую жизнь. Но сейчас наступает как раз такое время, когда всем придется задуматься о корнях. Когда каждый должен будет решить, кто он и где его дом. Я вспоминаю строчки Ахматовой: “Я была тогда с моим народом, там, где мой народ, к несчастью, был”. К тому же сейчас очень трудно решить, куда ехать за спокойной жизнью, потому что ни в одной точке мира невозможно спрятаться от того, что происходит. Например, мне непонятно, что творится в благополучной Германии. Мы же прекрасно знаем, как сложно получить визу в эту страну даже просто для участия в фестивале! Был случай, когда театр “АРТиШОК” поехал туда, а мы с Вероникой НАСАЛЬСКОЙ не получили визу. И министр культуры Германии лично обращался в консульство, объяснял, что он сам нас пригласил и хочет видеть, что все билеты проданы и некому оплатить неустойку. В итоге мы приехали за два часа до начала спектакля... И вдруг толпа мигрантов, наводнившая страну с такими жесткими правилами. Я не понимаю, что происходит. Поэтому, если говорить о выборе, наверное, сейчас главное - это просто честно делать свою работу: сажать семена или ставить спектакли. А еще очень важно нести добро хотя бы на уровне вовремя закрытого рта. Не в том смысле, чтобы заткнуться, а не посеять паники, не родить гадости или депрессии.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ЗАИКИНА и Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть