883

Зеркало для зрителя

В Алматы завершился третий ежегодный театральный фестиваль “Откровение”. Напомним, в этом году он был посвящен исключительно исполнительскому искусству.

Но суть осталась прежней - это главная официальная площадка, где происходит анализ свежих экспериментов во всех жанрах театра. В этом году не столь многочисленной была как казахстанская программа, так и гостевой блок. И это тоже еще одна серьезная трансформация. Отсеялись полу-любительские спектакли, труппы-однодневки. Да и публика уже не совершала открытий: практически все шесть представленных спектаклей уже получили хороший резонанс и известны театралам. Та же “Любовница” Разии ХАСАНОВОЙ или “Ромео и Джульета”, “Толстая тетрадь” АРТиШОКа и “Пробуждение весны” не нуждаются в представлении.
Спектакль “Одноклассники” таджикского режиссера Барзу АБДУРАЗЗАКОВА успел побывать на фестивале в Питере и получить первый приз. Откровением для алматинских театралов стал разве что спектакль Русского театра драмы им. Горького из Астаны, показавший “Язычников”. Спектакль в первый же день задал фестивалю температуру кипения, которая так и не спала за неделю.
Но что взорвало мозг алматинским театралам, так это единственные гости фестиваля - британский театр “Гекко”. Организаторы “Откровения” особенно гордились тем, что это совсем молодое событие в театральном мире. Так что приглашение такой постановки, как “Институт”, еще и создает нам имидж тонких ценителей, умеющих делать открытия.
“Институт” - это полновесный спектакль, для которого было завезено в Казахстан 30 тонн оборудования. Три вечера подряд публика южной столицы если и не обеспечивала аншлаг, то демонстрировала огромный интерес. Четверо мужчин в костюмах и с босыми ногами, совсем немного слов на нескольких языках, потрясающая пластика, отсутствие сюжета и драматургии и вместе с тем возможность пережить потрясающие эмоции. Кстати, артисты театра были очень благодарны казахстанской публике, которая не просто рассыпалась в восторге на обсуждении, но и не постеснялась задать сакраментальный вопрос: о чем же все-таки спектакль? Как говорят артисты, это показывает степень открытости зрителей, готовность не только оценить, но желание понимать и осознавать происходящее. На самом деле у спектакля нет сюжета - это физический театр, который через язык тела пытается затронуть напрямую некие эмоциональные струны. И на самом деле каждый может увидеть на сцене как в зеркале ту драму, которую переживает сам.
Например, человек, корчащийся в клетке, - это может быть собственное одиночество, или непонятость, или сумасшедший дом. Возникающий образ женщины - и любовное приключение, и сложные отношения с собственной матерью. Здесь и тема поддержки одного человека другим, и наше повседневное общение.
- Я слышала реплики, что, мол, алматинский зритель не готов пока к восприятию такого театра, - говорит организатор фестиваля Ольга СУЛТАНОВА. - Но если ждать некой готовности, то мы ничего не увидим. В этом и состоит задача фестиваля - открывать новое, раздвигать границы. Я мечтаю, что настанет время, когда зрители будут ждать, что они увидят на фестивале что-то такое, чего они еще не знают и не видели...

Ксения ЕВДОКИМЕНКО,фото Романа ЕГОРОВА,Алматы

Поделиться
Класснуть