Трюкачи

Известный каскадер Жайдарбек КУНГУЖИНОВ принят в международную группу постановщиков трюков Hitzinternational. В этой команде всего двадцать профессионалов своего дела со всего мира, и впервые в их число попал казахстанец.
Каскадерская группа Nomad под руководством Жайдарбека Кунгужинова известна на весь мир. Они ставили трюковые сцены в фильмах “Кочевник”, “Монгол”, “Волкодав”, “47 ронинов”, “Неудержимые”, “Конан-варвар”, “Ваше Высочество” и многих других. Список картин можно продолжать и продолжать, потому что сегодня Nomad - одна из самых востребованных команд. 
- Меня часто спрашивают, в чем секрет нашего успеха, - начинает разговор Жайдарбек. - Мы универсальные каскадеры, то есть можем скакать, драться, фехтовать, падать с высоты, гореть, работать на воде и так далее. Сегодня таких команд практически не осталось, потому что в основном каскадеры узкопрофильные. Наши парни умеют все, но и тренируемся мы много. Желающих стать каскадером немало, но лишь единицы остаются в профессии. Только фанат своего дела может терпеть плохие условия проживания, отсутствие денег и большие нагрузки. К примеру, на съемках “Казахского ханства” нам пришлось вместо одного месяца работать три. И все с пониманием отнеслись к этому.
Жайдарбек умеет находить общий язык не только с людьми, но и с животными, которые участвуют в трюках.
- Подготовка лошади имеет не меньшее значение, чем умение наездника, - считает он. - Мы обучаем лошадей не бояться шума, огня, света и выстрелов. Кроме этого они должны преодолевать природные инстинкты самосохранения, ведь во время съемок бывают эпизоды с переворотом лошади вперед, падением набок с всадником. При этом животное должно выполнять этот трюк, не травмируя себя и наездника, поэтому каждая лошадь проходит подготовку как заправский акробат. Чтобы подготовить одно животное, нужно несколько лет как минимум. Но бывают и исключения. Помните эпизод в “Дневном дозоре”, где Тамерлан на лошади пробивает стену. Сначала режиссер Тимур БЕКМАМБЕТОВ хотел этот момент сделать на графике, но понимал, что смотреться это будет не очень. Он позвонил мне и попросил что-нибудь придумать. У меня как раз был жеребец Мадрид с норовом, который всех лошадей гонял и никого не признавал. Постепенно мне удалось его приручить, и я решил с ним попробовать сделать этот трюк. На второй день Мадрид бесстрашно пробивал стену.
В послужном списке Жайдарбека много наград. Но, пожалуй, есть несколько особенных: “Оскар” спорта и медаль почета от Международной академии боевых искусств и серебряный жетон от международной группы постановщиков трюков Hitzinternational.
- Конечно, приятно, когда твой труд оценивают по достоинству, - продолжает каскадер. - Но лично я никогда не думаю о наградах, а просто делаю профессионально свое дело. Один из часто задаваемых вопросов: не обидно ли каскадерам быть в тени актеров? Мол, зачастую вам приходится рисковать жизнью, а лавры достаются другим. Мне нравится то, чем я занимаюсь, и ничуть не обидно, что слава проходит мимо. При подготовке к съемкам фильма я как постановщик трюков получаю сценарий, изучаю его, а потом мы с режиссером подробно обсуждаем каждую экшн-сцену. Это очень творческий процесс, приходится много экспериментировать, что-то добавлять и менять.
Профессионализмом номадовцев коллеги восхищаются практически на каждом проекте. На съемках второго сезона американского исторического телесериала “Марко Поло”, повествующего о путешествии легендарного венецианского торговца, многие коллеги из других стран изъявили желание потренироваться в казахской команде.
- Мы планируем организовать летом двухмесячный международный мастер-класс каскадеров, - раскрывает секреты Жайдарбек. - И с удовольствием поделимся опытом со всеми желающими.
Надежда ПЛЯСКИНА,фото из архива команды Nomad, Алматы

Надежда ПЛЯСКИНА
















