Постдраматический синдром
В Алматы состоялась премьера поп-механического спектакля “Медея. Материал” Хайнера МЮЛЛЕРА. Особо продвинутые эксперты утверждают, что это новое для Алматы слово в театральном искусстве, а менее подкованные зрители покидают зал с чувством легкого недоумения.
Организована премьера была по всем правилам - в качестве площадки выбрано помещение в одном из торгово-развлекательных центров, первые зрители - сплошь узнаваемые персоны. Премьера возникла не на голом энтузиазме, а при поддержке двух иностранных общественных институтов. На этом понятность спектакля заканчивается.
В качестве текста выбраны потрясающие по пронзительности монологи Медеи. Они начитаны на двух языках - казахском и русском - и звучат в записи. Текст очень мало пересекается с происходящим на сцене: с таким же успехом можно было читать монолог Гамлета или даже сообщение о роспуске парламента. Последнее даже за счет многоплановой и многосмысловой сухости передовицы породило бы гораздо больше ассоциаций. Да, талантливый зритель может увидеть в одетых в черное профессиональных моделях прообраз древнего хора. Создатель спектакля Рустем БЕГЕНОВ (на снимке), похоже, даже гордится тем, что никуда не ведет зрителя и ничего ему не сообщает, демонстрируя лишь пафосно чистую сценическую картинку.
- Я учился в Москве и решил привезти в Казахстан опыт непривычного нам постдраматического театра, - говорит Рустем. - Театра, который уходит от формы драматического донесения, а больше работает с тем, что называется “красота в глазах смотрящего”. Этот текст можно слушать и без того, чтобы доносить какое-то отношение к нему.
В чем, бесспорно, современен этот спектакль, так это в технических наворотах и объяснении, почему это круто в отличие от старой доброй традиции, когда хороший спектакль (в том числе и современный) проникал в сердце и не отпускал еще несколько дней после просмотра. Здесь же все чисто, совершенно, многозначительно и не то чтобы обезличено, а скорее безличностно. Нужно отдать должное создателю спектакля: он не отяготил сознание зрителей ни отношением к Медее, ни отношением к современному миру. Каждый мог увидеть что-то свое, но для этого необязательно идти в театр. Иногда достаточно просто посидеть в одиночестве, глядя на пейзаж за окном...
Спектакль “Медея. Материал” лишь первый проект центра “Орта”. В ближайших планах и мультимедийная опера, и попытка срастить “Слова назидания” Абая с народными ремеслами, и организация некоего действа на фоне знаковых старых построек Алматы.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы