Дожить до песни
Если в кризис финансы поют романсы, то почему бы им не делать это на сцене? - подумал кинематографист Тимур КАСЫМЖАНОВ и прямо посреди “новой экономической реальности” открыл свой эстрадный проект “Айтумар”. Получился симпатичный дуэт, перед которым стоит очень амбициозная по нынешним меркам задача - выжить.
- В данный момент Абзал и Гульжан занимаются вокалом, хореографией, выступают, - говорит Тимур, - делают свои первые шаги в мире шоу-бизнеса. В принципе, как и я. Мне тоже приходится делать многие вещи в первый раз. Но это безумно интересно, хоть и невероятно сложно.
- В чем сложность?
- Я не открою Америку, если скажу, что основным доходом многих исполнителей в Казахстане являются выступления на тоях и корпоративах. А в 2014-2015-х выступлений становилось все меньше и меньше с каждым месяцем. Потом случилось обесценивание национальной валюты. На данный момент она подешевела в два раза. Нефть динамично теряла в цене. Ввели санкции против нашего северного соседа, России.
Наступило время, когда народу Казахстана не до тоев. У них попросту нет на это денег. Знакомый тамада и мой хороший друг как-то сказал: “Тима, я думал, что казахов ничто не сможет победить. Что они будут устраивать пышные тои во все времена, даже во время тяжелого кризиса. Я думал, что они будут брать кредит и делать кыз узату, сундет той, свадьбу. Но я ошибался. Мы все ошибались. Заказов практически нет. Даже в декабре”.
Осенью 2015 года я понял, что надвигаются тяжелые времена. Как говорит один мой знакомый психолог, “из любой ситуации есть три выхода: 1. Смириться. 2. Не смириться. 3. Сойти с ума”. Бросать или приостанавливать проект я не хотел. Баян Есентаева в одном своем интервью сказала: “Мне кажется, если позвал человека работать, сказал ему: “Давай вместе осуществлять нашу мечту”, то попрощаться с ним в кризис - это преступление”. Я полностью с ней согласен. Нельзя бросать и отступаться от мечты только потому, что стало тяжело. Нужно научиться жить и выживать в таких условиях. Тем более что я ответственен за судьбу своих подопечных.
- То, что казахи перестают играть свадьбы в кредит, это хорошо или плохо?
- Для меня как для продюсера, конечно, плохо. Я теряю в доходах. Соответственно, это замедляет развитие моего проекта. Но для меня как для патриота своей страны это хорошо. Это говорит о том, что люди начали считать деньги. Относиться к ним аккуратнее. Это значит, растет гражданская сознательность.
- А где пресловутое дно? Или мы уже достигли его, как говорят некоторые продюсеры, имея в виду Сайлаубека и других новодельных исполнителей?
- Полгода-год назад я предположил “смерть” той-бизнеса. С каждым новым днем это становится все реальнее. Выступлений стало в разы меньше. Доходы исполнителей упали, а расходы остались на прежнем уровне. Написание песен, текстов, съемка клипов, пиар, ротация, сценические костюмы, фотосессии, организация концертов - это все куча денег. Без этого артист не будет артистом. Накопленный “жирок” спасет какое-то время, но если кризис окажется затяжным, а я думаю, что рецессия продлится еще лет пять, то нужно научиться выходить в плюс в самых тяжелых условиях. Тот, кто не сможет, пойдет на дно.
Но в кризисе помимо отрицательных сторон есть и положительные. Кризис - это всегда конец старого и начало нового. Возможно, новой музыки, новых методов в продюсировании и управлении, и даже, может быть, возрождение традиционного шоу-бизнеса.
- Насколько я понял, ты сам пишешь песни для группы, но какая сейчас в целом ситуация на рынке по стоимости? Не выгоднее ли купить один мегахит у какого-нибудь Шакеева и потом тащить на этом весь сезон? Сколько вообще стоят песни?
- Из всего материала “Айтумар” тобы только одна песня не моя. Остальные семь написаны мной. Написать хит то же самое, что и снять кассовый фильм. Никогда не знаешь, какая песня пойдет в народ, а какая останется у обочины. Есть общие правила, как писать песни, которые могут стать хитами. Количество нот, ритмика мотива, длительность и количество фраз и предложений, аккордовая последовательность. Но в любой песне всегда есть душа. И если эта душа близка народу, то песня станет хитом. А если чужда, то останется за бортом.
Стоимость песни зависит от многих факторов. Помимо качества и профессионализма аранжировщиков, звукорежиссеров, поэтов на себестоимость влияют аппетиты контрагентов. Если ты композитор, аранжировщик, мастер сведения, если у тебя своя студия, то стоимость песни приближается к нулю. А может стоить тысяч пять условных единиц. А то и больше. Все зависит от уровня специалистов.
Тулеген БАЙТУКЕНОВ,фото из личного архиваТимура КАСЫМЖАНОВА, Алматы