Былое и куклы
В минувшие выходные на выставке арт-дуэта ZITABL алматинские поэты читали свои стихи. Экспозиция, посвященная серии фоторабот, на которых куклы исполняют роли в сакральных сюжетах, продолжает удивлять зрителей.
Смешные персонажи в тюбетейке переплывают море, лего-герои попадают в сети из обычного бинта, на ковре-самолете летят современные странники... Наивные и серьезные, они вырывают зрителя из нынешнего времени, ведут в мир мифов и легенд, который, в свою очередь, оказывается очень современным. Выставка кукольных фотоинсталляций называется “Ахыр заман”, то есть грань времен, к которой, по мнению авторов, и подошел современный человек. Отсюда и наша неприкаянность, и библейский эпичный исход тысяч людей с насиженных мест в поисках лучшей жизни. Бегство от войн, разрухи, голода. И обо всем этом рассказывают куклы, столь наивные, что кажется преступлением играть с ними в такие игры на выживание.
Для арт-дуэта это продолжение размышлений на тему марионеток и их хозяев. Достаточно вспомнить предыдущие выставки - “Боги и марионетки”, “Яйцеголовые на конвейере времени”. Излом современного мира Зиттой СУЛТАНБАЕВОЙ воспринимается тем острее, что последние три года она пишет книгу о самых значимых персонах культурного пространства Казахстана. Собирает материал из фотографий, воспоминаний и интервью, заново переживает интересный период восьмидесятых, девяностых и нулевых, на которые пришелся всплеск идей и движений.
- Я часто думаю, почему у той весны оказалось такое короткое дыхание? - говорит Зитта. - Почему мы так быстро израсходовали энергию, накопленную в течение советского периода? Алан МЕДОЕВ и Олжас СУЛЕЙМЕНОВ, Фархат и Тахир ИБРАГИМОВЫ, Сергей МАСЛОВ и другие. Я не могу вместить на 380 страницах практически готовой книги все фотографии, эссе, интервью, которые помогут понять время и людей, так сильно повлиявших на нас.
- Не боитесь, что про этих героев, как и про ваших кукол, скажут, что это пыльное барахло с чердака? Сегодняшние болашаковцы слишком гордятся заграничным образованием, чтобы копаться в истории...
- Это главная проблема нашей алматинской реальности: мы привыкли, что каждая вновь приходящая эпоха перечеркивает весь опыт прошлого и очерняет его. Я была удивлена, когда из уст уважаемого человека услышала такие слова: “Жду не дождусь, когда придет новое поколение, которое не будет жить прошлым”. Но ведь такие люди похожи на тех же манкуртов. Их очень легко, как кукол, вести любой дорогой... Прошлое стоит знать, и не надо его видеть в одной краске. Чем сложнее времена, тем интереснее искусство, которое они порождают. А чем сытнее, чем стабильнее жизнь, тем меньше художники видят глубину и драматизм в происходящих событиях. Иногда я думаю, что трудности и испытания как раз и даются нам Всевышним, чтобы мы были не марионетками, а людьми.
И Зитта, и ее супруг Абликим, музыкант, художник и единомышленник арт-дуэта, предпочитают быть чуть в стороне от тусовки, чтобы не превращаться в марионеток, а наблюдать за представлением. Удивляет их и то, что к творческой интеллигенции относятся порой как к статистам. Самый свежий пример: недавно дуэт приглашали на некое мероприятие, инициированное акиматом Алматы. Интригуя, сообщили, что это очень важная встреча деятелей культуры с новым акимом.
- И я туда пошла ради продвижения своей книги! - говорит Зитта. - Оказалось, что это была лишь презентация очередного проекта для развития бизнеса. И прошла она вовсе без участия обещанного руководителя.
Зато о строительстве в Алматы музея современного искусства историограф арт-Алматы узнала из новостей. Каким он будет? Появятся ли там работы тех, кто сделал наши восьмидесятые и девяностые прошлого века такими яркими? Впрочем, для себя Зитта и Абликим давно уже поняли главное.
- Если раньше, в те же девяностые, мечтой у художников было засветиться на Венецианском биеннале, выставиться за рубежом, то теперь, когда у многих такая мечта реализовалась, оказалось важным не это, - уверены они. - Главное, чтобы ты мог пусть даже небольшому количеству соотечественников показать свои работы и чтобы они тебя поняли. А мы почему-то очень озабочены самопрезентацией где-то за границей и слушаем, открыв рот, приезжих “гуру”, хотя для нас их опыт во многих областях малоприменим. И еще печальнее, что мы легко забываем тех, кто сформировал наше арт-пространство.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы