Искусство на съедение
В Алматы открылась выставка, на которой произведения современных художников можно не только посмотреть или потрогать руками, но и... съесть.
Конечно, натюрморты голландских живописцев выглядели аппетитнее, зато настолько близкого общения со зрителем классика никогда не предполагала. Современные художники хотят окончательно стряхнуть музейную пыль с искусства и провозгласить торжество диалога. А где можно поговорить, если не за столом? Поэтому выставка и называется “Пиртой”. Как известно, праздники - наше все! К тому же именно за столом происходит максимальная передача культурных ценностей - что и как говорить, в каком порядке, какие темы следует поднимать, а какие технично обходить.
- Когда мы говорим “пир”, сознание сразу подкидывает нам ассоциацию “на весь мир” - рассказывает куратор проекта Яна МАЛИНОВСКАЯ (на снимке). - А уже слово “той” мы присоединили исходя из нашей географии.
Кстати, проект самопровозглашенный, то есть он не заказан и никем не оплачен. Когда художники творят не под заказ, а потому что не могут не высказаться, в этом случае они хоть и голодные, но свободные.
- Крутизна художника в Казахстане понятна по гонорарам, которые он запрашивает, и фуршету, который он закатывает на своей “персоналке”. Может, надо было стол как-то пообильнее накрыть?
- У нас не фуршет в честь открытия выставки, а инсталляции.
- Значит, мое оливье дома - это тоже произведение искусства?
- Если за ним есть какая-то концепция - то да, - говорит Яна. Например, селедка под шубой Далиды АЛИЕВОЙ - это блюдо прижившееся на всех праздничных столах, эдакий культурный кочевник, поэтому салат снабжен парусом.
Арт-объектом стала даже домашняя коллекция обычных деревянных кухонных досочек от Воробьевых. Они едва ли не лучше фотографий иллюстрируют, какую бурную, в смысле домашнего хлебосольства, жизнь прожили авторы.
Еще одно новшество выставки - приглашение к диалогу. Причем не пафосно-снисходительное согласие поговорить о вечном, а вполне обстоятельная готовность сесть за стол и побеседовать за жизнь. Всех желающих организаторы “Пиртоя” приглашали в дни работы выставки приходить в галерею с закуской, чтобы при накрытой поляне пообщаться с авторами. Правда, алматинцы, несмотря на всю продвинутость, оказались пока не готовы к такому непосредственному контакту с прекрасным. Не хочется думать, что дело в жадности. Тем более что художники признавались, что в этом вопросе они не против условной манеры: достаточно обычных непритязательных печенек - главное, соблюсти церемонию посиделок за столом.
Авторов же обязали рассказывать о сути своих арт-объектов по первому требованию зрителей. Вариант “Я написал, а вы понимайте как хотите” уже не прокатывает. С одной стороны, не у всех зрителей есть полагающийся бэкграунд из истории искусств, чтобы понять современные работы, с другой - художники признают, что вечное искусство кануло в Лету, или как минимум в муниципальный музей.
- Быть приглашенным на пир означало быть избранным на него. Для нас “Пиртой” - это еще и создание пространства для диалога в ситуации, когда он видится уже невозможным.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы