1739

Музыка во сне и наяву

12 декабря в Алматы состоится премьера музыкальной трилогии “қазақ Елі” непрофессионального композитора САЙРАША.
Событие уникально по многим причинам. Если бы не авторитет Марата БИСЕНГАЛИЕВА (на снимке), который заинтересовался самодеятельным автором, и не профессионализм Александра ШЕВЧЕНКО (на снимке), продюсирующего проект, то можно было бы подумать, что “қазақ Елі” - это заказуха на тему 550-летия Казахского ханства.
Итак, трилогия - это три диска, рассказывающие языком звуков историю Казахстана: первый - досоветская эпоха, второй - советская и третий - период независимости. При этом композитор не использует прямых музыкальных цитат. Лишь некие мотивы, которые ассоциируются с данной темой: отзвуки ДУНАЕВСКОГО в советской эпохе или маршеобразная оптимистичная бодрость двух десятилетий независимости. При этом названия треков, входящих в симфонические сюиты, вполне конкретны: “Великий тюркский каганат”, “Байконур”, “Джанибек и Керей”. Александр Шевченко доводит до блеска идеи автора, расцвечивая мелодии самыми невероятными звуками и спецэффектами.
- Музыка из сюиты уже звучит на телевизионных каналах, я наде­юсь, она будет широко использоваться и для озвучивания документальных фильмов, - говорит Александр Шевченко. - В Казахстане необходимо работать над новой публикой - не секрет, что сейчас мы пожинаем плоды 90-х годов. А музыка Сайраша, как и Карла ДЖЕНКИНСА, как раз ориентирована на очень широкий круг слушателей, в том числе и молодежь. Поэтому именно здесь я позволяю себе экспериментировать, попробовать сделать что-то свежее. Хотя в Европе и Америке я играю именно махровую классику. Сюита “қазақ Елі” не является глобальной, она все-таки больше рассчитана на Казахстан, поэтому я был уверен, что проект заинтересует Министерство культуры, хотя работа была начата в то время, когда еще никто не собирался отмечать 550-летие Казахского ханства.
Впрочем, сейчас у творческой группы более глобальные планы, чем засветиться на юбилее. Авторы трилогии считают, что сюита будет очень востребована как музыкальная визитная карточка страны на ЭКСПО.
Что касается композитора, то Сайраш - это детское прозвище, которое серьезный физик и бизнесмен сделал своим творческим псевдонимом. Музыкального образования у него нет.
- С детства именно музыкальные впечатления были самыми яркими. И даже защитив диссертацию по физике плазмы, я чувствовал, что мой мозг больше приспособлен для искусства. И как только появилась возможность, я ушел в бизнес - это гораздо ближе к творчеству, чем физика. А в 2007-2008 годах, когда в моем бизнесе прекратилась динамика, мне стала сниться музыка. Сначала я не обращал на это внимания, а потом попытался наиграть утром на гитаре то, что пели во сне люди, играл оркестр. Так стали рождаться мелодии. Сейчас я почти каждый день утром и вечером сочиняю музыку и получаю от этого кайф. Творчество сильнее любого наркотика. Это как любовь...
- И даже кризис ему не мешает?
- Творчество - это внутренний процесс, а кризис - внешний. Они не могут мешать друг другу. Да и что такое кризис в бизнесе? Всего лишь “не те доходы”. А творчество не лимитирует тебя ни в чем.
Александр Шевченко подчерк­нул, что вообще весь проект рождался удивительно легко - в нужное время присоединялись нужные люди, и все складывалось наилучшим образом. За время подготовки трилогии у Сайраша родились двое детей, у Александ­ра - один. Бисенгалиев пошутил, что он присоединился всего восемь месяцев назад, так что пока похвастаться ничем не может в этой области. Зато маэстро уже воспользовался своими связями и записал первый диск за границей. Обещает сделать это со второй и третьей частями трилогии. Главное, чтобы алматинская публика оценила по достоинству это музыка­льное шоу.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть