Драгоценный хлам
Коллекционер Азат АКИМБЕК (на снимке) открыл юбилейную, 65-ю выставку предметов из своего собрания. На этот раз посетители музея искусств им. Кастеева могут увидеть предметы уйгурского декоративно-прикладного искусства.
По сути, это энциклопедия быта и жизни народа со сложной историей: ювелирные украшения, керамика, инструменты столяра и декханина, одежда и ковры. Экспозиция состоит из более чем тысячи предметов и очень красиво размещена в зале. Любимый экспонат коллекционера, с которого началось его собирательство, - это тончайшей работы кувшин. Его вручила Азату бабушка, когда парень вернулся из армии, то есть, по ее понятиям, стал настоящим мужчиной. Мудрая женщина сказала, что раз кашгарский мастер смог сделать такой кувшин, значит, есть и другие предметы с историей, которые хранятся у представителей диаспоры. И послала внука собирать их.
- Кувшин меня поразил и работой, и историей, - рассказывает Азат Акимбек. - Я сначала клал его себе под голову и так спал, чтобы никто не забрал кувшин. А вот ходить по домам и спрашивать старые предметы я сначала стеснялся. Но бабушка объяснила - главное, чтобы, приходя в дом, я мог, как положено, назвать семь поколений моих предков. И действительно, это открывало передо мной двери, меня выслушивали, хотя я не мог толком объяснить, зачем собираю старые предметы. А потом я сам сформулировал для себя, что хочу показать их людям, возможно, сделаю музей.
В той же гимнастерке, в которой вернулся из армии, парень ездил по Алматинской области, потом в Бишкек, Туркмению, Узбекистан... Ездил так часто, что его узнавали водители и не всегда брали деньги за проезд. Наверное, тоже проникались идеей собирательства.
- Мне очень повезло, что о моей древней родине много написано этнографами всех эпох. Я узнал, что Байкал - это Байколь, богатое озеро. Узнал, что у Чингисхана было не четыре улуса, а пять и свою единственную дочь Алтын бегин он выдал за моего далекого предка - турфанского князя. Но в СССР о княжеском происхождении нужно было помалкивать. Нельзя было и коллекционировать оружие, да и само понятие “частная коллекция” в советское время вызывало много вопросов.
Каждая вещь выставки уникальна, ведь представители уйгурской диаспоры - это чаще всего переселенцы, бежавшие от моистского режима в Китае в 1949 году. Им говорили, что едут они в богатую страну и ничего с собой брать не нужно. Разве что мудрые бабушки ухитрялись прихватить какие-то предметы утвари: вышитое полотенце, кувшин, Коран, обувь декханина...
- Это называется кяуши, отсюда пошло название галош. Деревянные башмаки на высоких шипах, которые надевали на ичиги в холодное время года, чтобы не соприкасаться с холодной землей. Вот благодаря такой обуви наши бабушки не знали, что такое ревматизм, - пояснил Азат.
Через пару лет коллекционер уже знал, где стоит искать сокровища - приходя в дом, он просился осмотреть скотный двор: там обычно сваливалось старье. Медные кувшины он выуживал из металлолома, собранного пионерами, самыми драгоценными находками были ковры с поэтичными сюжетами. Их оказалось труднее всего сохранить.
- Туркменские ковры очень плотного плетения, поэтому не поддаются порче, казахские обычно сделаны из верблюжьей шерсти, и их не ест моль. А вот уйгурские ковры при всей красоте очень легко портятся. Тем более что у меня нет возможности все это хранить в надлежащих условиях. Это сейчас на выставке вы видите такие чистые красивые предметы. А когда я их вытаскиваю из того помещения, где они хранятся, подвергаясь жаре, пыли, сырости, то они выглядят совсем иначе. Некоторые приходится и вовсе выкидывать.
Первую выставку Азат сделал в 1977 году и проснулся знаменитым. С известностью пришла зависть, ведь к нему возили дорогих гостей - от Иннокентия СМОКТУНОВСКОГО до французской звезды Катрин ДЕНЕВ, которая официальным мероприятиям предпочла общение с коллекционером. Сейчас Акимбек признан главным отечественным собирателем древности. У него не только коллекция из предметов уйгурского прикладного искусства, в ближайшее время Азат планирует показать и татарскую коллекцию, в которой есть и оружие, и ювелирные украшения.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото фото Романа ЕГОРОВА, Алматы