1155

Голодная драма

Официальная премьера спектакля драматурга Олжаса ЖАНАЙДАРОВА (на нижнем снимке) состоялась в Алматы.

Речь идет о знаменитой пьесе “Джут”, которая была признана лучшей драмой на конкурсе в 2013 году. В прошлом Олжас, еще в детстве уехавший в Москву с родителями, приезжал в Алматы, чтобы поучаствовать в театральном фестивале. Тогда сразу два коллектива южной столицы заинтересовались его работой. В “АРТиШОКе” прошел риддинг, то есть читка пьесы перед зрителями, а Театр русской драмы им. Лермонтова после некоторых раздумий взялся за постановку. Причем после показа спектакля, который прошел в минувший четверг, суровый главный режиссер Лермонтовки Рубен Суренович АНДРИАСЯН признался, что наконец-то театр нашел современного драматурга, которого так давно искал.
Еще один ключевой момент - ни автор, ни постановщик принципиально не акцентируют внимание на политических составляющих Великого голода. Более того, говорят о том, что не только Казахстан, но и сытая Украина и Россия оказались заложниками жесткой системы. Спектакль начинается с цифры: два миллиона казахов умерли за время джута, это неизмеримо больше, чем во время Великой Отечественной войны - страшной, но понятной битвы. Цифры называет один из героев пьесы - Ербол. Он приехал в Москву и пытается заинтересовать столичную журналистку дневником своего деда, который тот писал в страшные голодные месяцы. Так, параллельно развиваются две линии: на переднем плане юрта, в которой происходят диалоги Ахмета с его женой Сауле, а на заднем - современная жизнь в кафе и гостиничном номере.
Заканчивается пьеса, как и дневник, печальным набатом, повторением имени любимой: “Сауле, Сауле, Сауле...”. Между ними гибель детей, попытка приспособиться к новой власти, желание то уехать с насиженного родного места, то как-то дождаться лучших времен.
У актеров “из прошлого” сложная задача: мало действия и много переживаний. Причем спектакль поставлен на камерной сцене, где между первым рядом и актерами расстояние вытянутой руки. И вот что интересно, по традиции в театрах обычно не играется нацио­нальность, и, наверное, москвичам или жителям других городов никогда не увидеть такого “Джута”. Поскольку наши артисты очень точно подмечают присущую казахам манеру говорить, обращаться друг к другу - многие почти неуловимые мелочи, которые мы видим каждый день и без которых этот спектакль, по крайней мере на алматинской сцене, выглядел бы не вполне достоверным.
- Моему дедушке еще ребенком пришлось пережить это время. Он голодал, потерял родителей и рассказывал об этом очень мало, потому что ему тяжело было вспоминать пережитое. Сначала я написал несколько других пьес и лишь после этого понял, что готов к выполнению давно задуманного. Мне хотелось показать историю молодой семьи. Для меня это было некой миссией, которую необходимо было выполнить, и я испытал огромное облегчение, когда сделал это. А настоящее время я добавил, чтобы показать, что историческая память длится во времени, и это очень важно. Не только радость, но и трагедия может объединять нацию.
Так совпало, что практически в эти же дни должна состояться премьера “Джута” и в Уфе. До сих пор проходили читки пьесы Жанайдарова во многих российских театрах - она хорошо известна профессио­налам.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Романа ЕГОРОВА и предоставлены Театром им. Лермонтова, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее