Понятно, Спилберг!
Заметки с XI международного кинофестиваля “Евразия”
Еще месяца за два до начала “Евразии” самым актуальным был вопрос, состоится ли фестиваль. Это, в принципе, давняя традиция - каждый год никто не может точно сказать, откроется ли форум. Но теперь был установлен просто рекорд по продолжительности неопределенности. Сказался как мировой финансовый кризис в отдельно взятом Министерстве культуры и спорта Республики Казахстан, так и почти до самого старта фестиваля непонятный его формат. В результате “Евразию” срастили с “Созвездием Шакена”, получив фестиваль в фестивале, что открывает очень большие перспективы по оптимизации культурного пространства и дальше: можно, например, делать фильм в фильме, сокращая производственные издержки и организуя одну премьеру на двоих. Даешь “Кунанбая” в “Пути лидера” и “Келинку Сабину” в “Аманате”!
***
К слову, судьба “Созвездия Шакена” на протяжении всего года была непредсказуемой, как курс тенге к доллару. Весной к автору этих строк обратились представители управления культуры Алматы с предложением придумать и организовать новый кинофестиваль вместо почивших в бозе “Звезд Шакена”. Вместе с продюсером и режиссером Ахатом ИБРАЕВЫМ мы разработали концепт алматинского кинофестиваля короткометражных фильмов. Позже к процессу подключился Almaty Culture Development Foundation, возглавляемый Маратом ОМАРОВЫМ, советником тогда еще акима Алматы Ахметжана ЕСИМОВА. Состоялось несколько рабочих встреч, приглашены гости, оповещены потенциальные участники фестиваля. На 23 июня была запланирована презентационная пресс-конференция АККФ. Потом ее перенесли на пару дней, потом еще…
Спустя пару недель ваш покорный слуга от третьих лиц узнал, что АККФ преобразован в “Созвездие Шакена” и включен в “Евразию”. При этом никто из управления не удосужился поставить нас об этом в известность. Не говоря уже о том, чтобы компенсировать издержки за несколько месяцев упорного труда над подготовкой фестиваля.
Мировой финансовый кризис, сами понимаете. Страшная турбулентность глобальной экономики!
***
- Мы решили примкнуть к международному фестивальному движению, которое считает, что гонорары для селебрити неприемлемы, - сказал перед открытием “Евразии” ее нынешний директор Рашид НУГМАНОВ в интервью сайту informburo.kz. - С этого года кинофестиваль “Евразия” придерживается этой политики. Для нас самих это большой эксперимент, но я уже объявил, что приглашать звезд за деньги мы не будем. Пока я работаю директором кинофестиваля, ни одной копейки за визит знаменитостей мы не заплатим. И это, считаю, очень хорошее сито, отсеивающее людей, которые к нам едут заработать, от тех, кому действительно интересен Казахстан и кто на самом деле хотел бы открыть для себя нашу страну и наш кинематограф.
Сито, отдадим ему должное, оказалось превосходным: из настоящих селебрити не приехал вообще никто. Занятно, что то же самое про порочную практику приглашения звезд за деньги в 2008 году говорила Гульнара САРСЕНОВА, возглавлявшая тогда “Евразию”. И с тем же результатом.
Хотя г-н Нугманов оговорился, что вел переговоры даже со Стивеном СПИЛБЕРГОМ, и тот был готов приехать, но ему поздно сообщили. А вот на следующий год обещал быть непременно! Так что подождем. Но если автора “Списка Шиндлера” на двенадцатой “Евразии” не будет, то не стоит расстраиваться. Я договорился о визите с Мартином СКОРСЕЗЕ. Он сейчас как раз читает мой сценарий.
***
На фестивале много говорили о деньгах, точнее, о том, что их нет и, видимо, уже не будет. Панельная дискуссия с ведущими отечественными кинематографистами тоже была посвящена перспективам местного кино, в первую очередь экономическим. Основатель и лидер движения “Партизанское кино” Адильхан ЕРЖАНОВ отстаивал позиции безбюджетного социального кинематографа, Азиз ЗАИРОВ актуализировал вопросы выживания фильмов о людях с ограниченными возможностями, Нуртас АДАМБАЙ и Аскар БИСЕМБИН выступали от лица коммерческого кино. Полемика была очень бурной и разноплановой, но все, кажется, сошлись в одном: наступили непростые времена, и, чтобы остаться на плаву, придется проявить чудеса изобретательности. По словам автора “Свадьбы на троих” Бисембина, максимальные затраты, который теперь могут позволить себе производители прокатного кино в нашей стране на фильм (с надеждой на прибыль), - 200 тысяч долларов. То есть в новых условиях это такой хороший, жирный бюджет.
А спустя некоторое время состоялся питчинг проектов, в одной из двух номинаций которого победил Елжас РАХИМБЕКОВ с проектом El Freeman. Фильм рассказывает историю казахского эмигранта, который ночует на пляжах Лос-Анджелеса и там же принимает душ в кабинках.
- Во сколько обошелся ваш фильм? - спросил я Елжаса.
- Ну это ultra low budget (сверхнизкий бюджет. - Т. Б.), - ответил режиссер. - Около 250 тысяч долларов.
Почувствуйте разницу.
***
Одной из особенностей нынешней “Евразии” стала презентация новых образовательных инициатив в области кино. Кризис тому виной или просто неуемная тяга народа к знаниям, но факт: на фестивале себя представили аж девять алматинских киношкол - начиная с краткосрочных курсов актерского мастерства и заканчивая академическими вузами с бакалавриатом и магистратурой. Выступил на презентации и ваш покорный слуга: совместно с московским педагогом и режиссером Анной ФЕНЧЕНКО мы открыли мастерскую режиссуры и монтажа ACTION! при Казахстано-Британском техническом университете.
- А можно мне у вас поучиться? - спросил после выступления седобородый мужчина лет 65. - У меня ощущение, что мне не хватает знаний.
***
Что до самой “Евразии”, то она постоянно оставляла ощущение тотальной неразберихи и непродуманности. И при этом была парадоксально очаровательна. За всей суматохой, непонятной версткой показов конкурсной программы, суетой вокруг “круглых столов” и общим броуновским движением штаба бился пульс жизни. У фестиваля появился хороший такой нерв. Возможно, сказался резкий секвестр бюджета фестиваля -
в кулуарах шутили, что в этом году он оказался отрицательным, то есть в минусовой области. Что-то похожее, к слову, было в свое время на “Звездах Шакена”: как только им сократили финансирование, сразу слетела вся декоративная позолота, и фестивалю ничего не оставалось, как заниматься собственно проблемами кино. В этом смысле “Евразия” этого года - очень интересная инициатива. Даже хочется, чтобы в следующем году ей не выделяли много денег.
Тем более что Спилберг бесплатно приедет.
Тулеген БАЙТУКЕНОВ, фото дирекции кинофестиваля “Евразия”, Алматы