Плати и смотри
В Алматы проходит XI международный кинофестиваль “Евразия”
Все, что не убивает нас, делает нас синее: фестивалю сделали очередной ребрендинг, и теперь символом форума вместо золотого кочевника с луком стал аналогичный номад, только цвета сапфира.
Впрочем, это самая незначительная видимая часть метаморфоз, которые случились с “Евразией” в этом году. Внутренние перемены куда глубже: фестиваль впервые вышел из-под крыла компании “Казахфильм”, и за его проведение взялась компания Рашида НУГМАНОВА. Кроме того, “Евразию” срастили с почившим в бозе молодежным форумом “Звезды Шакена”, который теперь стал “Созвездием Шакена”, выступающим в составе основного фестиваля как отдельное крыло. Поэтому с пригласительными на церемонию открытия была неразбериха - кому-то достались инвайты от “Евразии”, кому-то от “Созвездия Шакена”, а кому-то вообще ничего не досталось. В отличие от предыдущих фестивалей, которые торжественно открывались в залах масштаба Дворца Республики или Дворца студентов, этот стартовал в кинозале. Соответственно, мест было не очень много, а те, что были, заняли в основном сотрудники акимата и другие официальные лица. Зато большинство журналистов, пишущих о кино, остались снаружи. Не все смирились с таким положением дел. Со словами “Вы выбрали не того человека для игнора!” одна моя коллега буквально вырвала пригласительный у дирекции фестиваля. Ситуация очень напоминала безвременно покинувший нас фестиваль экшн-фильмов Тимура БЕКМАМБЕТОВА АSTANA - там на открытие тоже пускали только избранных, а репортеры наслаждались теплой гостеприимностью столицы на улице.
В очередной раз колбасит и формат “Евразии” - за время своего существования она несколько раз меняла фокус от паназиатского до тюркского, а в этом году направление провозглашено как “Великий шелковый путь”. Какая тут рыночная или позиционная задача, не очень понятно. Зато как звучит! При этом почетным президентом “Евразии” стала ректор КазНУИ Айман МУСАХОДЖАЕВА. В кулуарах говорили, что такой неочевидный выбор объясняется достаточно просто: супруг г-жи Мусаходжаевой, успешный бизнесмен Аскар БЕКБАЕВ, - друг Рашида Нугманова.
- Столько лет существует фестиваль, а о молодежи, нашем будущем, никто не подумал! - сокрушалась на пресс-конференции Айман Кожабековна, хотя вообще все кинофестивали в стране только и делали, что провозглашали поддержку молодого кино.
Возможно, дело в том, что в качестве волонтеров в этот раз впервые привлекли студентов столичного КазНУИ - до этого как-то обходились алматинскими. Вот г-жа Мусаходжаева и не в курсе.
Но не только юные таланты в приоритете “Евразии”. Все гораздо масштабнее.
- Задача фестиваля - в очередной раз показать, что мы особо интеллектуальная нация, особо интеллектуальное государство! - заявила представитель Министерства культуры и спорта Актоты РАИМКУЛОВА.
Каким образом кинофестиваль будет способствовать интеллектуальности, стало понятно чуть позже - за 15 минут до открытия торжественного приема в честь фестиваля у ведущих не было текстов. Для того чтобы сориентироваться в такой обстановке, могучий интеллект явно не был бы лишним.
Интеллектуальные задачки подкидывало и расписание показов конкурсных фильмов и внеконкурсных программ. Впервые в истории показы сделали платными и продавали на них билеты. Чтобы понять, имеют ли журналисты право на бесплатные показы, и если да, то на какие, следовало решить задачу с несколькими неизвестными, причем итоговая формула почему-то всегда начиналась на XY.
Впрочем, чтобы посмотреть фильм открытия, триллер “Хакер” Акана САТАЕВА, достаточно было просто пойти в кассу и купить билет за 2000 тенге. На бесплатный просмотр была давка, а за деньги едва набралось два десятка человек. Что касается самой картины, то нужно просто иметь в виду, что Акан в первую очередь бизнесмен и смотреть “Хакера” следует именно с таких позиций.
Говорите: “Бизнесмен Акан Сатаев представил свой новый фильм”, и у вас не возникнет диссонанса.
Тулеген БАЙТУКЕНОВ, фото дирекции кинофестиваля “Евразия”, Алматы