3790

Имя им - регион

Похоже, Шымкент превращается в новую кинематографическую столицу страны: этой весной в республиканский прокат вышли сразу пять полнометражных картин с юга нашей страны. И это только начало. Ну, или конец.

Дело, разумеется, не в территориальной принадлежности. Особенность кино из южных регионов в том, что оно обладает набором исключительных черт, которые только ему и присущи и которые дают возможность называться шымкентским. Оно простое, сермяжное, часто снято “на коленке” и обязательно “за жизнь”.
Здесь нужно пояснить один момент: за годы независимости кинематограф в Шымкенте набрал мощные обороты и превратился в своего рода филиал Болливуда в Казахстане. Сказывается близость узбекских соседей с их доморощенным жанром “хан-тахта” (диванное кино) и природная предприимчивость южан вкупе с тягой к прекрасному. В ЮКО огромное количество студий, а масштабы производства отправляют “Казах­фильм” в статисты.
Несколько лет назад мне выпала честь познакомиться с шымкентским бизнесменом, который один снял 20 полнометражных фильмов, из них пять были историческими! Что характерно, во всех картинах предприниматель сам сыграл главные роли, выведя определение “широкий творческий диапазон” на прежде недосягаемый уровень. В Шымкенте таких креативных бизнесменов десятки, если не сотни.
Понятно, что большинство таких лент создается для домашнего просмотра, но ведь мы сами всегда говорили, что Казахстан - наш общий дом.
Кинодеятели из ЮКО, кажется, уже воспринимают этот тезис буквально.
Режиссер фильма “Потому что шымкентский” Жанибек ЖАНКАРАЕВ по своему наиву был обескуражен прохладным приемом фильма в Алматы и даже собирался “пообщаться в рамках закона” с самыми желчными критиками комедии. Его коллега Омар СУНКАР с фильмом “Регион 13” сразу сказал, что так делать не будет. Что характерно, критиков стало меньше.
Один их самых ходовых одобрительных комментариев в Интернете к этой и другим картинам из южных краев: “Cвоих надо поддерживать!”. В локальном масштабе это работает, а вот при выходе в широкий прокат “своих”, как оказалось, не хватает.
Но, судя по настроениям в обществе, проблема может быть решена в ближайшем будущем. Свои будут везде.
Достаточно взглянуть на соседний Узбекистан, который так сильно влияет на южноказахстанское кинопроизводство. Одно время у нас было модно постоянно ссылаться на соседа, потому что фильмы там дешевые, очень быстро окупаются на внутреннем рынке и отражают местные реалии. Одна проблема (или, если хотите, особенность) - узбекские мелодрамы не лишены выдумки и шарма, но все они очень на любителя. Избалованный всякими Джармушами и Спилбергами человек смотреть их будет, руководствуясь исключительно экзотическим интересом, который закончится на пятой минуте. Другой вопрос, что если не давать зрителю никаких Спилбергов, то и морковка сойдет за апельсин. В Ташкенте, где иностранное кино крутит всего один кинотеатр, и то не очень регулярно, а госкомиссия пристально рассматривает ВСЕ сценарные заявки на предмет крамолы, независимо от формы финансирования, об этом знают очень хорошо.
А теперь немного отвлеченной статистики. В списке стран по уровню грамотности Казахстан занимает 11-е место, Узбекистан - 63-е.
В индексе уровня образования ПРООН наша страна стоит на 44-й строчке, соседняя - на 93-й. Вопрос о корреляции этих данных с уровнем (художественным) кинематографии, конечно, остается открытым, но данные любопытные.
Еще любопытнее положение Нигерии. Дело в том, что нигерийская кинопромышленность, так называемый Нолливуд, - самая продуктивная индустрия в мире. Ежегодно там снимается две-три тысячи (!) фильмов, которые распространяются на дисках и моментально окупаются. Популярность нигерийского кино вышла далеко за пределы страны-производителя, и основных боссов Нолливуда в открытую называют новыми ментальными колонизаторами Африки. Континент подсел на истории про колдунов вуду и месть племен. Вот сюжет одного из рекордсменов по прибыли: муж-импотент просит брата переспать со своей женой, чтобы она забеременела, но потом передумывает, однако уже поздно, дело сделано, и супругу ничего не остается, как застрелить благоверную. В сиквеле этого незаурядного фильма жена, как оказывается, не погибла, чета делает анализ ДНК ребенка, и выясняется, что чадо все-таки от мужа. “А значит, муж не импотент!” -
радостно сообщил журналу Time режиссер этого творения.
В общем, все замечательно там у них. Правда, в первом из упомянутых рейтингов интеллектуальности населения Нигерия занимает 137-ю строку, а во втором - 157-ю. Но ведь это не помешало довести годовой кинооборот киноиндустрии до $250 млн., не обучаясь в Европе и не исследуя особенности творчества Мартина СКОРСЕЗЕ. И кто тут после этого малограмотный?
Конечно, по меркам нигерийского кинематографа каждый фильм “шымкент пикчерз” - просто шедевр с нереальной постановкой и умопомрачительной актерской игрой. Просто пока мы сравнивали не с тем. Но все идет к тому, что референсы скоро будут правильными.
Хотя не исключено, что кинорежиссеры ЮКО все-таки станут снимать, ориентируясь на бессмерт­ные образцы мирового кино.
И однажды создадут такой фильм, посмот­рев который каждый из нас будет просто ошарашен. Ну, или ошарашешен.

Тулеген БАЙТУКЕНОВ, Алматы

Поделиться
Класснуть