1900

Амбиции кабмина и личный выбор министра

Министр промышленности и строительства Канат ШАРЛАПАЕВ обещает удвоить объемы производства к 2028 году с прицелом сделать машотрасль драйвером экономики. Однако сам пока ездит на машине иностранного производителя и не пользуется казахстанской бытовой техникой, поскольку, по его словам, до сих пор не нуждался в ней.

Амбиции кабмина и личный выбор министра

- Сегодня в Казахстане обрабатывающая промышленность догнала по своим объемам добывающую промышленность и продолжает расти. В свою очередь машиностроительная отрасль занимает одну из лидирующих позиций в обрабатывающей промышленности с долей почти 20 процентов, - выступил глава Минпрома на заседании правительства.

По его словам, сейчас более 4000 казахстанских предприятий в этой сфере обеспечивают рабочие места для 120 тысяч человек.

Власти делают ставку на машиностроение не случайно. Это один из немногих секторов, где одно созданное рабочее место дает толчок к появлению еще 7-8 в смежных отраслях.

Среди значимых проектов, которые находятся на финальной стадии строительства, заводы по выпуску автомобилей Changan, Haval, Chery, а также Kia. Особое внимание уделяется развитию компонентной базы для углубления локализации. Так, в этом году в Алматы ожидается запуск серийного производства автокресел и мультимедийных систем, а с 2025 года в Костанайской области начнет работу завод по производству пружин.

Кроме того, Минпром стремится укрепить сотрудничество с мировыми гигантами в сфере бытовой техники и электроники.

- Мы ставим себе задачу по масштабированию производства товаров народного потребления путем привлечения международных инвесторов: Samsung - запуск в первом квартале 2025 года и Siemens, - сказал Шарлапаев.

Возглавляемое им министерство настроено создать целую линейку казахстанской электроники и гаджетов. По словам министра, отечественные производители уже выпускают кухонные бытовые плиты, мини-печи, стиральные машины, телевизоры, водонагреватели, пылесосы в коллаборации с иностранными брендами. Silk Road Electronics работает с Artel, ATTZ - с брендом Dausher, а DS Multimediaс выпускает технику с Xiaomi. Эти товары продаются во многих крупных магазинах электроники. В январе - сентябре этого года в Казахстане произвели 200 тысяч единиц техники, еще 100 тысяч планируется произвести до конца года.

Однако перед отраслью стоят и вызовы: нехватка квалифицированных специалистов и значительные потребности в финансировании. Минпромстрой работает над внедрением дуального образования на крупных предприятиях, включая “Сарыаркаавтопром” и Кентауский трансформаторный завод, чтобы совместить теорию с практикой прямо на производственных площадках.

По данным Шарлапаева, общая потребность в финансовой поддержке проектов машиностроения в этом году составляет около 600 млрд тенге. Минпром добивается от Минфина выделения этих средств на модернизацию существующих и создание новых производственных линий.

Послушав министра, глава правительства Олжас БЕКТЕНОВ призвал казахстанцев отдавать предпочтение местной продукции и активно выводить ее на международные рынки:

- Мы всегда будем поддерживать отечественных производителей. Я убежден, что мы должны придерживаться экономического патриотизма - активно покупать свою казахстанскую продукцию, продвигать ее на внешние рынки! Для поддержки внутренних производителей мы установили изъятия из госзакупок на ряд машиностроительных товаров. Несмотря на это, продолжаются случаи приобретения подрядными организациями импортных товаров, скрытых в закупках работ и услуг. Поручаю усилить контроль исполнения подрядчиками требований по отечественной доле в работах и услугах.

Одним из крупнейших потребителей продукции отечественных машиностроителей, напомнил премьер, является фонд “Самрук-Казына” и его дочерние организации. По итогам этого года ожидается увеличение доли местного содержания в закупках холдинга до 82 процентов. Бектенов поручил до конца 2025 года повысить этот показатель до 89 процентов.

Когда журналисты после заседания поинтересовались у гос­подина Шарлапаева, пользуется ли он казахстанской бытовой техникой, министр с улыбкой ответил, что подарил отечественную технику родственникам.

- А то, что я себе ее не покупаю, это не потому что я не хочу. Просто у меня еще ничего дома не ломалось пока. Вот и вся логика, - заметил Шарлапаев. - Многие спрашивают, где можно купить казахстанскую технику. Она есть в интернете!

Впрочем, министр и перемещается в городе на иностранном авто. Как он объяснил, “всеми автомобилями занимается управление делами президента, я не выбирал”. Но тут же пообещал, что “надо бы действительно пересесть на автомобиль казахстанской сборки”.

Так что, возможно, уже в ближайшее время министр пересядет на казахстанское авто, а на его кухне появится отечественный холодильник. И его примеру последуют остальные чиновники. И, если это случится, казахстанцы подумают: а ведь это уже не просто лозунги “Покупай отечественное!” - и с этого начнется новая глава в машиностроении страны.

А вот что об этом думает сам глава Минпромышленности:

- Покупать или нет технику местного производства - это вопрос личного выбора казахстанцев. Если люди хотят покупать казахстанскую технику, они могут ее купить, у них есть возможность. Хотят покупать импортную - пожалуйста. Но, опять же, сегодня мне очень искренне нравится формулировка “экономический патриотизм”. Он заключается во многих вещах. Давайте отдавать предпочтение казахстанским производителям. Давайте наконец признаем, что в стране есть промышленность, которая по размеру одинакова по вкладу в ВВП страны с горнорудной промышленностью. Это тоже экономический патриотизм.

Тогжан ГАНИ, Астана

Поделиться
Класснуть