3922

Министерство оберона

Айдар БАТАЛОВ (слева) с оператором на съемках “Заговора Оберона”.

В ноябре в отечественный прокат вышел научно-приключенческий боевик “Заговор Оберона”, снятый дебютантом в полном метре Айдаром БАТАЛОВЫМ. Сценарий для фильма написал экс-министр обороны, а ныне аким Астаны Адильбек ДЖАКСЫБЕКОВ, потому что талантливый человек талант­лив во всем.

Сюжет “Заговора” довольно изобретателен - повествует о некоем “нулевом веществе”, суперэлементе, способном уничтожить все живое. Это, как ни странно, не Максат УСЕНОВ, а тот самый Оберон. За образцом начинается настоящая охота, в которую вовлечены спецслужбы Казахстана и международные террористы.
Режиссер Айдар Баталов рассказал о том, как военные реагируют на киношников, почему фильм отдает соцреализмом и когда у нас начнут ценить кадры.
- В 2010 году я закончил учебу в Лондоне и сразу пришел на “Казахфильм”, - говорит Айдар. - Без протекций всяких, звонков сверху - просто пришел. И сказал, что готов работать на благо Отечества. Ермек Амирханович (Аманшаев, президент компании. - Т.Б.) отправил меня на “Сказочный лес” Ахата ИБРАЕВА. Денег мне там не платили, я и машину за свой счет заправлял, но было очень интересно. Потом, после съемок, я открыл свою компанию, снимал рекламу. Следом за этим Акан САТАЕВ пригласил меня на сериал “Айналайын” вторым режиссером. Два сезона я отработал, но как-то не сложились отношения с продюсером, она стала писать на меня Сатаеву, и меня уволили. Параллельно Леша ГОЛУБЕВ позвал меня снимать новеллу для альманаха “Сердце мое, Астана!”. Написал для них три варианта сценария, им ни один не понравился, и они мне предложили свою историю. Там вообще больше не про кино было, а про тусовку: Егор КОНЧАЛОВ­СКИЙ, Джулия ГАНИ, Фархат ШАРИПОВ…
- Результатом доволен?
- Ну как доволен… В плане конъюнктуры да, доволен. Я считаю, что в альманахе мой фильм не самый худший. Для портфолио опять же хорошее дело.
- Адильбек Джаксыбеков из-за этого тебя на “Заговор Оберона” пригласил?
- Прошла информация, что Адильбек Рыскельдинович написал новый сценарий и ищет молодого режиссера, желательно с хорошим бэкграундом. Мы с ним встретились, поговорили. Сценарий мне очень понравился. Это я без всяких говорю. Понравилось, что он актуальный, затрагивает насущные проблемы сегодняшнего времени - терроризм, например. Кстати, поначалу редкоземельный металл, вокруг которого все крутится, назывался не оберон. Мы хотели какую-то привязку к местному контексту, и поэтому перебирали разные названия: евразиум, номадиум…
Сейчас я уже думаю, что, возможно, тема оказалась больше меня. Немного меня придавила. Мне действительно хотелось разобраться во всем этом: милитаристском сектанстве, спецслужбах, международном терроризме. Но, во-первых, выяснилось, что спецслужбы ничего не говорят. Во-вторых, в фильме затронут ядерный вопрос, а с ним тоже все засекречено. Мы приехали в Институт ядерной физики, и нам говорят: “Ну вот, ребята, проходите. Сюда нельзя, туда нельзя и вот сюда тоже нельзя”. И ничего не сделаешь, в горячий контур зайти невозможно. Никто не знает, как он выглядит. Сотрудники ГРУ тоже как-то консультировали нас, но ничего толком не рассказывая. Пришлось додумывать. И я понял, что для создания по-настоящему реалистичного фильма о таком деле нужно быть инсайдером. Как в Голливуде, где половина сценаристов - отставные цэрэушники.
Нам даже на полигоне Минобороны позволили снимать только старые танки, а там такая техника стоит! То есть даже министр обороны не может позволить себе ничего лишнего.
- Тем не менее что-то новое ты для себя узнал?
- Да, я, например, представления не имел о том, что на современной бронетехнике установлены спутниковый Интернет и GPS-модули. Я не знаю, может, это тоже секрет, но там реально целые геолокационные станции. Настоящее удивление у меня вызвали гэрэушники. Очень крутые ребята, они даже визуально отличаются от простой пехоты. Другая форма, новейшие технологии, все здоровяки.
- Кстати, о здоровяках. Тебе не кажется, что ты с главным героем пролетел? Субтильный интеллигент, и при этом с намечающимся пузиком.
- Ну знаешь, тут я попал под оба­я­ние реального человека. Потому что Ердос ТУЛЕГЕНОВ в жизни очень удивительный человек. Он прожил много лет в Африке, экстремал, летает на параплане до зимы, однажды упал во Вьетнаме и сломал позвоночник. После чего оправился и стал еще мастером вин-чун. Сейчас-то я, конечно, понимаю, что какой бы человек ни был в жизни, для кино в первую очередь нужен актер. Но теперь-то какой смысл голову пеплом посыпать? Одно могу сказать - в постановках боевых сцен с ним было очень легко, а это важно, поскольку мы были ограничены в сроках.
- Почему все казахстанские фильмы, касающиеся темы международной преступности, снимаются в Таиланде? Там современная Тортуга?
- Потому что дешево и удобно. Все объекты быстро предоставляются, есть инфраструктура. Мы собирались в Гонконге снимать, но цены там просто нереальные.
- Все молодые режиссеры, получившие западное образование, каким-то мистическим образом снимают еще более соцреалистичные фильмы, чем любой выпускник Жургеновки. В чем проблема?
- Ты можешь окончить хоть тысячу университетов, но если тебе дают фокус-пуллера с окладом 60 тысяч тенге и ассистента оператора за 35 тысяч в месяц, то ты ничего не сделаешь! Хоть из кожи выпрыгни со своими суперидеями. Вопрос в кадрах. Если у группы элементарно не хватает опыта и кругозора, а денежной мотивации никакой нет, то что можно с нее спрашивать? Да, режиссер может влиять на группу, но его возможности тоже ограниченны.
- Но обучение в Лондоне тебя как-то же изменило? Обычно выпускники иностранных вузов любят рассказывать про locations, acting и storyboarding, прежде чем поедут снимать кино про чапаны и бешбармак.
- Знакомства. Во всем мире в киноиндустрии все решают знакомства, и самое важное, что у тебя есть, - репутация. Мой сокурсник и друг Майкл ЧАНГ был вторым монтажером на “Людях Икс”, Томми КРАЙСЕЛЬМАЙЕР работает с Тилем ШВАЙГЕРОМ в Германии, и так далее. То есть я в любой момент могу к ним обратиться, если возникнет необходимость делать что-то совместное.
- Не было искушения остаться за рубежом?
- Если трезво оценивать ситуацию, то на первых порах я был бы там fourth assistant - не первый и не второй, а четвертый помощник в группе. Обычно это тот, кто бегает за кофе. Мне как-то не захотелось, и вообще лучше туда приезжать с каким-то своим бэкграундом, полученным на родине.
- Но свои-то тебя поддерживали в Лондоне?
- Я старался общаться с иностранцами. По-моему, казахи - единственный этнос, который умудряется там устраивать внут­ренние разборки, если нет внешней угрозы. И еще сильно видно социальное расслоение. У одних карточки с “безлимитом”, другие живут на 800 фунтов в месяц, из которых еще надо заплатить за общагу. В общем, все то же самое, что и в масштабе страны, только проявляется ярче.
- Не хочешь об этом фильм снять?
- Нет, я хочу снять камерное историческое кино. Именно камерное, без батальных сцен. У него будут, можно сказать, образовательные цели - меня смущает, что мои сверстники совсем не знают историю, например, средневекового Казахстана. А там очень много интересных моментов!

Тулеген БАЙТУКЕНОВ, фото из архива съемочной группы фильма, Алматы

Поделиться
Класснуть