Пошли на банк
В прокат вышла криминальная комедия “Ограбление по-казахски” - это как “Ограбление по-итальянски”, только по-казахски.А главную женскую рольв фильме сыграла очаровательнаяАружан ДЖАЗИЛЬБЕКОВА, которая, к слову,училась играть по-американски.
“Ограбление по-казахски” рассказывает историю сценариста-самоучки Рустема Капарова, который по совместительству работает начальником кредитного отдела “Казхлопбанка”. Полицейские-коррупционеры ангажируют парня как талантливого выдумщика, чтобы отжать 10 миллионов евро у китайской триады, планирующей строить в Алматы торговый центр. Рустем должен придумать хитроумный план, но поскольку это ограбление по-казахски, то никакого плана не будет. Будет только искрящийся экспромт.
- Аружан, ты проходила кастинг или режиссер изначально знал, что роль отдаст тебе?
- Режиссер Каиржан Орынбеков пригласил меня без кастинга, и я ему очень благодарна за доверие. Бывают режиссеры, которые исследуют актера вплоть до первого съемочного дня перед принятием решения. А есть режиссеры, как Каиржан, которые уверены в себе и знают, что смогут поставить задачу так, чтобы актриса смогла выложиться и сделать все, как нужно. Он увидел меня, понял, что я смогу сыграть эту роль. И так вот было принято решение пригласить меня на единственную женскую роль.
- Чем отличается проект от тех, в которых ты уже участвовала?
- Во-первых, сюжет. Казахстанской актрисе в нашем кино, как правило, отведена максимум роль подружки, жены или любовницы. И мне было приятно, что моя героиня - полноценный элемент фабулы. Персонаж был очень хорошо прописан, при этом Каиржан дал мне пространство для импровизации. Во-вторых, от других местных проектов “Ограбление по-казахски” отличался своей организацией. Например, сразу после того как меня утвердили на роль (и задолго до начала съемок), мне прислали сценарий. Мелочь, но, поверьте, не все так делают. Сам съемочный процесс был очень четким, без простоев и прочих сложностей. Ну и, конечно же, нам очень помогли тренинги от театра “АРТиШок”. Эти тренинги позволили нам прочувствовать друг друга, найти контакт. Было непривычно, что от нас не ждут репетиции каждой сцены, а ищут точки соприкосновения между актерами. В итоге на съемках это отлично сработало.
- Как-то ты сказала, что соглашаешься играть все подряд, везде, где придется. Изменилось ли что-нибудь сейчас?
- Это я сказала несколько лет назад, когда только начинала и хотела заявить о себе. И я правда готова была играть что угодно и кого угодно, лишь бы набраться опыта. Но теперь я все-таки стала избирательна в проектах. Мне не пришлось перешагивать через себя и заниматься тем, что мне неприятно или о чем я жалею.
- Твой супруг, режиссер Ахат ИБРАЕВ, как-то говорил мне, что после нескольких совместных сериалов ты решила больше не играть у него. Почему?
- Я решила больше не играть не у него, а в сериалах. Тогда мы вместе с Ахатом работали над сложными проектами “Санжар мен Кайсар” и “Хранители солнца”, во время которых я очень устала физически. В общей сложности мы сняли четыре сезона в течение года. Те, кто работал на сериале, знают, какая там скорость и объем работы.
- Ахат не ревнует тебя к экранным партнерам?
- Нет, слава богу. Меня спасает то, что он режиссер и ему не приходится объяснять, почему мне нужно кого-то поцеловать или обнять на экране. Мы вообще эти темы не обсуждаем.
- Ты ездила в США на курсы актерского мастерства. Что это тебе дало?
- Я познакомилась с замечательными людьми, которые живут ради кино и не представляют своей жизни без него. Я только там поняла, что мне страшно не хватало общения с такими людьми.
Я увидела - и это очень отличает наших актеров от американских, что они постоянно учатся. У них есть собственные коучи, но и этим их учеба не ограничивается. Например, Вупи Голдберг и Шерон Стоун известны тем, что они принимали участие в общих курсах для студентов, уже будучи известными. Дензел Вашингтон до сих пор берет курсы актерского мастерства. Я увидела, как работает махина под названием “Голливуд”. Свои правила, законы, которым нужно обучаться, если хочешь выжить там. Например, во всех учебных заведениях для актеров есть предмет Auditions. То есть вас учат, как правильно проходить кастинги и пробы. И поверьте, там море нюансов. Ну и потом, у нас еще не сложилась индустрия. Но это большая тема для отдельного разговора.
В Штатах я занималась по методу Сэнфорда Майзнера - эта техника является одной из школ-ответвлений Станиславского. Майзнер, как и Ли Страсберг, Стелла Адлер и другие, был его последователем. Эта техника учит целиком и полностью погружаться в своего партнера и быть здесь и сейчас. Я считаю, что в отличие от других техник Майзнер идеально подходит для кино.
- Есть ли мысли поехать покорять Америку?
- Мысли, мечты и амбиции есть. Но я там отучилась один семестр и увидела, насколько сложна эта система в плане проб, работы с актерами, всего. Пока я хочу вернуться на учебу и закончить ее, потому что она дала мне колоссально много. По возвращении в Казахстан по семейным обстоятельствам у меня один проект идет следом за другим, и я пока не могу найти для этого время.
- Нравишься ли ты себе на экране?
- Нет, и я не знаю ни одного актера, который нравился бы себе на экране. Но это часть работы, и я уже привыкла к этому. Это даже в какой-то мере является для меня показателем роста. Нравишься себе -
пора на покой. Не нравишься - работай над собой дальше.
- Мне кажется, у актеров благодарный, но тяжелый труд: ты все время ходишь по кастингам, где у тебя разве что зубы не смотрят, а потом ждешь утверждения на роль, а затем тебя обламывают... Не жалеешь, что пошла в профессию?
- Да, кастинги и пробы очень болезненны для актеров. Если человек не подготовлен, они убивают веру в себя и вселяют неуверенность. Это постоянная борьба с самим собой, когда стоишь перед дверью и думаешь: вот зайдешь и покажешь класс, а тебя отвергнут. Но к этому нужно привыкнуть как к свойству профессии и выработать иммунитет. Есть одна вещь, которая до сих пор меня очень расстраивает. Это когда не считают нужным позвонить и сообщить тебе: “Спасибо, вы не подошли”.
Тулеген БАЙТУКЕНОВ, фото из архива съемочной группы “Ограбление по-казахски”, Алматы