Мост из Европы в Азию
Поднебесная возрождает новый Шелковый путь
В сентябре 2013 года генеральный секретарь КПК КНР Си Цзиньпин во время своего первого государственного визита в Казахстан озвучил идею возрождения Великого Шелкового пути. С тех пор в Поднебесной кипит бурная работа по воплощению этих планов в жизнь. Наши коллеги из официальной газеты ЦК Компартии КНР “Жэньминь жибао” организовали для казахстанских журналистов поездку по нескольким провинциям Китая, чтобы показать, как идет работа над этим грандиозным проектом.
В течение двух дней в Пекине на журналистском форуме в Доме дружбы народов, где обычно проводятся важные государственные встречи, 47 журналистов из 11 стран обсуждали концепцию новой стратегии “Экономический пояс Шелкового пути” и плоды, которые она принесет. Между делом пили вкуснейший чай, встречались с китайскими политиками и снимались на групповые фото - соседи, к слову, этим страстно увлекаются и стараются зафиксировать “для истории” все мало-мальски важные моменты.
Суть экономической концепции сводится к тому, что в период захлестнувшего мир финансового кризиса следует создавать новые возможности для регионального развития и дать свежий импульс деловому и культурному сотрудничеству стран Юго-Восточной и Центральной Азии, где проживают 3 миллиарда человек. Для нашей республики при этом открываются широкие перспективы.
Как отметил в минувшем мае в ходе переговоров в Шанхае глава государства Нурсултан НАЗАРБАЕВ, Казахстан готов принять активное участие в реализации этого масштабного проекта, охватывающего такие сферы, как экономика, торговля, транспорт, инвестиции, финансы и культура. Если все пойдет по плану, то Казахстан станет крупнейшим транзитным и деловым хабом, своеобразным мостом между Европой и Азией. Увеличение грузопотока через нашу страну уже к 2020 году может вырасти с 25 до 50 миллионов тонн, а объем товарооборота между Казахстаном и КНР достигнет 40 миллиардов долларов в год. Способствовать этому будет открытие автодороги Западная Европа - Западный Китай, а также появление совместного китайско-казахстанского терминала в порту Ляньюньган на побережье Желтого моря. Этот терминал связан прямым железнодорожным сообщением с нашей республикой, что, в свою очередь, позволяет КТЖ расширить логистические услуги за счет консолидации и переработки грузов.
Выгоды же для Поднебесной кратко можно объяснить словами китайских экономистов, которые сделали для нас доклад о сегодняшней экономической ситуации в КНР: “Денег у Китая достаточно много, но их уже некуда инвестировать внутри страны. Поэтому государство сняло ряд ограничений для бизнесменов и разрешило им вкладывать средства в зарубежные проекты”.
Кроме того, экономисты с сожалением отметили, что Китай все еще находится на первой стадии социализма. Хотя внешний облик Пекина и тех городов, где мы побывали позже, просто кричал о процветании и благополучии - везде безупречные дороги с продуманными транспортными развязками, обилие автомобилей самых разнообразных марок, небоскребы, ухоженные скверы, фонтаны, куча мелких кафе и магазинов, огромные массивы зеленых насаждений и... бесплатные общественные туалеты практически в каждом квартале. Впрочем, периодически на глаза попадались и обезображенные попрошайки, а также прилично одетые люди пожилого возраста, копошащиеся в уличных урнах.
Заметно, что китайцы питают особую любовь к масштабным архитектурным объектам. Взять, к примеру, площадь Тяньаньмэнь - она находится в центре Пекина и считается сердцем города. Появилась она еще в XV веке, а в 50-х годах прошлого века ее расширили, и теперь это самая большая площадь в мире: длина ее 880 метров, а ширина - 500, и одновременно на ней могут находиться около миллиона человек.
В северной части площади располагаются Врата Небесного спокойствия, отделяющие ее от знаменитого Запретного города. Чтобы обойти Запретный город, следует запастись терпением - общее количество комнат насчитывает 8707 (по легенде 9999).
Но настоящее испытание на выносливость ожидает тех, кто отправится на Великую китайскую стену. Высота ступеней, ведущих на верх стены, то и дело меняется с низких на высокие - сделано это, чтобы совершавшие набеги кочевники, привыкшие к седлу, при подъеме пешком быстро выбивались из сил. Современные посетители тоже устают и обливаются потом, но продолжают карабкаться вверх, чтобы насладиться открывающейся сверху панорамой.
После осмотра столичных достопримечательностей наше путешествие продолжил полет до города Ляньюньган - самой восточной точки нового Шелкового пути. Здесь расположен один из 25 крупнейших морских портов мира.
Сразу удивило отсутствие на улицах людей и машин, хотя население города составляет 800 тысяч человек. Позже нам пояснили, что мы попали в новую часть Ляньюньгана, которая еще мало заселена, так как построена на перспективу. В старой же части города жизнь бурлила, как и везде в Поднебесной.
Больше всего нас обрадовал морской бриз и голубое небо над головой, потому что Пекин обложен плотным слоем смога, сквозь который едва пробиваются лучи солнца. Ляньюньган напомнил казахстанцам Астану, а уж когда мы прибыли в совместный китайско-казахстанский морской терминал, родина показалась еще ближе. Только в мае состоялся запуск объекта, а первые грузы из Казахстана уже пошли. Как нам рассказали работники терминала, наша республика начала поставлять зерно, руду и металл для стран Юго-Восточной Азии.
Рядом с портовой зоной с недавних пор по указанию руководства страны стали строиться различные заводы. Мы побывали на уже действующем предприятии, где изготовляют металлические трубы. Вот пример грамотной логистики - не нужно далеко везти сырье, можно прямо с колес направлять его в производство.
Далее нас ждал город Сюйчжоу, известный как крупный железнодорожный узел. Здесь же базируются крупные промышленные предприятия, в том числе и корпорация XCMG, производящая строительную технику и распространяющая ее по 158 странам мира. Несмотря на промышленную направленность, Сюйчжоу также известен своим лучшим в стране ландшафтным парком. Сотни рабочих ухаживают за деревьями, клумбами и лужайками, создавая захватывающие дух пейзажи.
Возвращались в Пекин мы на высокоскоростном поезде: в комфортном вагоне преодолели 600 км за два часа. А в отеле случился сюрприз: там ждали к ужину госсекретаря США Джона КЕРРИ, находившегося в Китае с официальным визитом. Керри добирался до отеля по пекинским пробкам без сопровождения полицейских и, видимо, запаздывал. Увидев нашу группу, американский госсекретарь разулыбался и помахал нам рукой. Увы, в его расписании и нашем графике не нашлось свободных окошек для незапланированных встреч.
На следующее утро наше путешествие продолжилось в Сиане - крупнейшем логистическом центре Китая. Этот город считается колыбелью Поднебесной, поскольку именно оттуда берет начало китайская цивилизация. В прошлом именно отсюда начинался Великий Шелковый путь. Здесь бережно охраняют сохранившиеся участки древнего рынка - их можно рассмотреть через стеклянный пол музея “Датан Сиши”. А рядом возведено громадное здание, где расположены современные торговые павильоны стран Шелкового пути. Совсем скоро достроят помещение, где разместится казахстанский павильон.
Последней точкой нашего пути стал Урумчи. После приветливых востока, северо-запада и центра страны этот город кажется особо суровым. В аэропорту дежурят вооруженные военные и полицейские, что объясняется участившимися терактами в Синьцзян-Уйгурском автономном районе. С туристами тут не церемонятся. Тем не менее в Урумчи полно казахстанских “челноков”, бизнесменов и людей, поправляющих свое здоровье.
Конечно, величественные сооружения и архитектурные объекты в Китае поражают, но еще больше восхищает потрясающий трудоголизм местных жителей вкупе с неизменной дисциплиной. Наш великий сосед во многом может послужить нам примером, потому как тоже хочется, чтобы “денег некуда было девать”.
Пекин - Ляньюньган - Сюйчжоу - Сиань - Урумчи
Ирина МОСКОВКА, фото автора, Караганда