Наше всё
Итальянский режиссер Андреа ЧИНЬИ (на левом снимке) признался, что поначалу подумал: его приглашают в Казахстан ставить одну из классических опер его соотечественников. Оказалось, доверили святое: обновить визитную карточку оперного театра Алматы - знаменитую оперу “Абай”. Кроме режиссера из Италии прибыли еще шесть специалистов : сценограф, хореограф, художники по костюмам, декорациям, мастер по свету, видеодизайнер. Что сделали итальянцы с казахской оперой, зрители увидели в минувшие выходные на премьере новой постановки.
...Ажар убегает от погони и падает. Возле ее ног взлетает облако натурального песка, которым щедро посыпали авансцену для пущего реализма. За спинами героев то встает огромная луна, то тревожно стелются по небу облака - эти спецэффекты создаются с помощью анимированной видеопроекции. Опера не утомляет традиционной статичностью - в нее даже включены фрагменты балета. Впрочем, каких-то кардинальных новаций нет: понимая, что “Абай” наше все, зарубежные мэтры не рискнули слишком уж резвиться и переносить действие в другое время или менять образы персонажей.
Почему же для ремейка оперы все-таки было решено привезти именно итальянскую постановочную команду? Дирижер-постановщик Алан БУРИБАЕВ объясняет это тем, что именно в Италии четыреста лет назад зародилась опера и было интересно, как прочитают “Абая” родоначальники жанра.
- Тем более, - размышляет Алан Бурибаев, - опера Жубанова как раз написана в традициях стиля бельканто, то есть это не что-то специфическое, не театр кабуки, а классическая опера в европейском понимании.
Алан Бурибаев уже ставил эту оперу в театре немецкого города Майнингема в 2012 году - правда, там сюжет был радикально изменен, чтобы адаптировать его для европейского зрителя. Для Алана это дело семейное, ведь он правнук композитора Ахмета ЖУБАНОВА, автора музыки. Эту работу дирижер посвятил родному деду, химику Булату Ахметовичу Жубанову, который не дожил до премьеры одну неделю... Также свой вклад в подготовку спектакля внесли и Мурат Ауэзов, сын Мухтара Ауэзова, написавшего либретто, и Турар Жубанов, внук Ахмета Жубанова, они подготовили тексты для буклета, переводы и т.д.
Режиссер Андреа Чиньи от лица всей делегации сказал положенное количество комплиментов нашим артистам и особо поблагодарил, что к ним в театре проявили достаточное терпение.
- Мы знаем, - смеется Чиньи, - что с итальянцами не так-то просто работать... В вашем театре привыкли работать в несколько иной манере, не слишком игровой. Мы же постарались изменить это, поскольку в европейском театре сейчас наибольшее значение придается именно драматической игре: если поцелуй, то настоящий, если объятия, то вполне реальные. Я все время говорил артистам: “Играйте, играйте”.
Этой осенью обновленную оперу “Абай” покажут в Париже.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы