Чайловек - звучит гордо!
Алматинский художник Всеволод ДЕМИДОВ (на снимке) человек необидчивый. Радуется, когда из-за самодельных ярких шапок его принимают за чудака, учит всех “чайников” рукодельничать, а собственно сам чайник называет своей музой и сакральным предметом
Приличные художники сидят в мастерских и с народом общаются через арт-дилеров и кураторов. Сева же любит постоять на ярмарке за прилавком, торгуя собственными поделками самого необычного характера. Он вообще не видит разницы между ремесленником и художником. Кстати, таких в южной столице набралось довольно много - аж на целое художественное объединение “Саквояж”.
- Не боитесь, что могут сказать: Сева Демидов - городской сумасшедший, который ходит в придурочных шляпах?
- Так и говорят. Мне иногда говорят, что я не художник, не умею рисовать. Не это главное. Вообще о тебе могут разное говорить. Твое дело плыть на своей лодке, куда тебе надо, и не прислушиваться к чужим мнениям, чтобы не потерять курс.
- А вас как художника не унижает стояние за прилавком с собственными фенечками?
- Когда ты сильно много о себе понимаешь, то, конечно, унижает. Но это все статусные вещи, ярлыки. На самом деле важна живая энергия. Я даже в Союз художников не хочу вступать, потому что на эту ситуацию грустно и печально смотреть. “Я член Союза художников” - все, пипец, памятник самому себе! Художник - тот, кто сам постоянно меняется, кто создает моду, а не следует ей. И на самом деле мне фиолетово, как меня называют, считают ли ремесленником, торговцем, художником. Главный критерий - чтобы было интересно этим заниматься. Мне, например, не нравится фото и видеоарт. Я люблю материалы, которые можно подержать в руках, желательно, чтобы они были естественного происхождения. Тогда у них пористая структура, они могут что-то впитывать, а значит, и отдавать. Значит, я могу кого-то заразить вот этим азартом созидания. На последней своей выставке я всем желающим раздавал семена тыквянок, которыми последнее время увлекся. Я хочу, чтобы люди тоже попробовали что-то из них сделать.
- Сева, а откуда у вас болезненная любовь к чайникам?
- Почему “болезненная”, она очень здоровая! Каждый художник находит себя, когда находит свою песню, вот я и зацепился за чайники. Это хранители пустоты, обладающие неким
внутренним пространством. Настоящий философский символ, нечто объединяющее инь и ян, мужскую и женскую энергии. Не просто бытовая вещь, а сакральная. В полости заваривается чай - это женская способность созидать внутренний мир, носик, как и положено мужчине, обеспечивает связь с внешним миром. Я же еще и превращаю чайник в произведение искусства.
- И как это происходит?
- Вот моя самая первая работа - деревянный чайник, в котором я просверлил дырки. Чайник после этого стал абсолютно непригоден для наливания, насыпания, хранения и таким образом из утилитарной вещи стал объектом высокого искусства. Я ко всему отношусь как к сырью, даже к своим предыдущим работам. Предметы искусства - это вообще бесполезные вещи, у них другие задачи...
- Откуда появился термин “чайловеческие ценности”?
- В языческие времена правом голоса обладал тот человек, который создал вокруг себя пространство - завел семью, посадил дерево, наделал детей. Одним словом, тот, у кого есть с кем чай попить. А бобыль-одиночка считался бесполезным и достаточно бесправным. Представляете, как мы деградировали с тех времен? Для меня чайловеческие ценности - это еще и то, что хранится в баночках как сырье для работ. То, что накапливается годами в каждом доме: пуговицы, ключи, прочая забавная ерунда, которую жалко выкинуть. А еще чайловек - это тот, кто, как чайник, не кипит, не грузит всех своими проблемами, а делится с миром напитком радости.
- И самое подходящее для этого - быть художником?
- Совсем необязательно. Я, например, как-то полгода работал поваром. Окончил курсы, получил корочку (которая, правда, у нас никому не нужна) и устроился в довольно престижное место готовить еду. Суть процесса - та же самая. Когда ты готовишь еду, ты делишься своей энергией, поэтому вкусно там, где есть правило браться за продукты в хорошем настроении. Я и ушел тогда, когда поменялась обстановка на кухне заведения, когда люди даже нецензурно выражаться начали. Мне стало неинтересно. Кстати, среди поваров я нашел новые уши и мог веселить народ. Я же шут по своей сути!
- И все же, неужели не хочется охранять свою территорию, не пускать туда “чайников” и дилетантов? Зачем вы учите всех желающих делать открытки и заниматься прочими украшательствами чайловеческих ценностей?
- Все местные выставки давно превратились в ярмарки, а наше объединение “Саквояж” старается сделать ярмарки уникальными и подтолкнуть людей к созиданию, к деланию чего-то своими руками. Что плохого в том, что каждый почувствует себя художником? Не всегда же думать о зарабатывании денег - надо и на звезды уметь смотреть.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы