2678

Старая сказка на новый лад

На днях исполнилась мечта заслуженной артистки Казахстана, оперной певицы Майры МУХАММЕДКЫЗЫ (на снимке) - она стала королевой красоты. Правда, в рамках нового спектакля оперного театра им. Абая.

Премьерой “Айсулу” отметили сразу несколько юбилеев - 80 лет со дня рождения театра, 90 лет со дня рождения композитора Сыдыха МУХАМЕДЖАНОВА, 50 лет со дня первой постановки оперы и 20 лет творческой деятельности Майры. Однако все обошлось без пафоса: никаких воинов, исторических персонажей и атрибутов старины. Редкий случай, когда происходящее в спектакле датировано тем же годом, в котором живут зрители. В нашем случае - 2014-м.
А все потому, что сюжет решили осовременить. Пятьдесят лет назад праздновалось первое десятилетие целины. Соответственно, главная героиня Айсулу полвека назад была победительницей соцсоревнования, комбайнером. На ее красоту мужчины слетались как мотыльки на огонек и тоже садились за штурвал хлебоуборочной техники. То есть красота отдельно взятой девушки помогала в битве за урожай. Ныне Айсулу - это девушка, мечтающая стать актрисой, и одна из участниц конкурса красоты. Все остальное - любовь, забавные ситуации и безобидные розыгрыши  - легко легло в канву нового сюжета.
- Почему не рискнули оставить все как есть и не боитесь ли упреков в излишней легковес­ности как сюжета, так и всего спектакля в целом?
- Мы боялись оказаться непонятыми, поэтому и рискнули осовременить спектакль, так сказать, сделать опере апгрейт, - признается директор ГАТОБ им. Абая Габит НЕСИПБАЕВ (на снимке). - Мой сын спрашивает меня: “Кто такой СТАЛИН? Кто такой Гитлер?” - и я теряюсь с ответами на такие простые вопросы, потому что надо объяснять целую эпоху. Спектакль - это не только сюжет, но еще и декорации, и тысяча деталей, очень трудно было бы сделать все это понятным современному зрителю. Со старшим поколением проблем бы не было, но мы все-таки рассчитываем и на молодежную аудиторию. Тем более что национальный репертуар обычно представлен на оперной сцене эпическими полотнами, но хочется показать и другой жанр. Зритель имеет право получить удовольствие, расслабиться и отвлечься от своих бытовых проблем.
- Люди стареют, - размышляет дочь композитора Лейла МУХАМЕДЖАНОВА (на снимке), - все меняется, и только музыка обладает удивительным свойством молодеть. Я думаю, что папа бы не возражал против изменения либретто оперы, он сам всегда приветствовал новаторские идеи.
Первыми исполнителями этой оперы были Ермек СЕРКЕБАЕВ и Роза ДЖАМАНОВА. Старейшины театра рассказывают, что работа над спектаклем тогда, полвека назад, стала запоминающимся событием - за кулисами напевали мелодии из оперы, на ходу придумывались шутки, и все понимали, что затевается что-то новое, небывалое и веселое...
- Нам трудно было готовить спектакль, - говорит художник-постановщик Павел ДРАГУНОВ (на снимке), потому что многие шутки и сюжетные ходы рождались в процессе подготовки. К тому же гораздо проще работать, когда есть уже история спектакля, какие-то штампы, если хотите. А здесь все приходилось придумывать самим.
Режиссер действительно постарался обыграть каждую сцену - суета возле городского кафе, девушки, фотографирующие друг друга на телефоны, картина семейной жизни с кучей детишек и женой в бигуди, софиты и тело­хранители на конкурсе красоты... Только когда Айсулу поет песню о том, как хорошо идти по пшеничному полю, держа любимого за руку, возникает дежа вю той далекой эпохи покорителей целины.
- Я хотела показать качества, присущие ментальности казахских девушек, - рассказывает Майра Мухаммедкызы, - знание этикета, вежливость, тонкость. К сожалению, сейчас это все понемногу утрачивается. И еще, конечно, трудно работать в комедии, ведь гораздо легче растрогать человека, чем заставить его засмеяться, тем более в наше циничное время.

В старую оперу вдохнули современную жизнь.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО,фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть