1962

С закрытым забралом

Екатерина СУВОРОВА (слева) на съемках клипа певицы KALYAA.

Режиссер Екатерина СУВОРОВА все делает методом личного переживания. Точнее, проживания: чтобы снять документальный фильм о каком-нибудь человеке, она должна внедриться в его семью и провести с ней несколько дней. Для съемок фильма об Арале Катя провела в поселке несколько месяцев в течение  трех лет.

И даже клип певицы KALYAA у Суворовой получился только после того, как она, отправив в корзину пять сценариев, села и поговорила от души с исполнительницей.
- Катя, клип у вас получился необычный, но все мужские персонажи, влюбленные в героиню, какие-то инфантильные и слащавые. Плюс гораздо моложе той, о которой мечтают. Только не говорите, что так и было задумано.
- С “развесовкой” героев действительно все вышло не очень гладко. Но я бы сейчас поменяла только одного парня. Не всех. Диссонанса у меня не возникло, потому что здесь, в Алматы, действительно очень мало парней, которые действуют решительно и по-мужски. Это реальность. Обычно робко говорят: “Ну чё, может в кино? Или чё?”. Все мои сверстники живут с родителями до 30 лет, спускают заработанные деньги на тусовки. Никто не вкладывает в дом, образование и карьеру. Они все “ребятки”. К тому же у вас мужской взгляд, а клип, прямо скажем, у нас девчачий. Вот у девушек подбор типажей протеста не вызывает. Так что будем считать, что видео получилось для прекрасных дам. Поэтому, в общем, на презентации очень сильно оживилась женская половина аудитории.
- А вы оживляетесь, когда видите работы своих коллег по клипмейкерскому цеху?
- Уровень всегда разный, но в целом я вижу в наших музыкальных видео невозможность уйти от провинциальности. Мы ориентируемся на западные образцы и в стремлении походить на них унижаем себя. Относительно тех мест, куда мы пытаемся дотянуться, мы, конечно, провинция. Но у нас тут столько прекрасного, самобытного! И если бы мы отбросили свое стремление к копированию, то могли бы делать что-то интересное. Как Галымжан МОЛДАНАЗАР, который, слава богу, не собирается петь на английском и очень плохо говорит на русском. И это круто! Иначе получается, как Олимпиада в Сочи - сделана, чтобы доказать миру, что мы можем не хуже. А смысл?
- Макс ЗАДАРНОВСКИЙ утверждает обратное: архитектуры нет, особенностей нет, снимать нечего, все одно и то же.
- Ну потому что он хочет “сделать красиво”. Наверное, для глянцевых клипов, которым нужны нарядные интерьеры, фактуры и вправду маловато. Но я сама ищу простые, не помпезные объекты без позолоты. Деревянные столы и стулья. И таких интерьеров-экстерьеров достаточно много.
- Недавно во время поисков интересной натуры в городе меня чуть не “упаковали” бравые ребята из какой-то сверхсекретной службы. Это к тому, что объектов-то много - снимать нечего.
- О, да, как документалист я постоянно сталкиваюсь с запретом на съемку. Недавно по заданию с курсов документалистики EURASIADOC Французского альянса хотела снять портрет незнакомого человека. Получила пять отказов - от сапожника, охранника, цветочницы… В конце концов пришлось просто орать: вы что, все тут заняты нелегальной деятельностью?! Почему вы все так боитесь камеры? Я даже не журналист!
Действительно, складывается впечатление, что все в городе заняты чем-то полулегальным. Люди боятся взгляда со стороны. Меня это ужасно злит, и я, ра­зумеется, буду с этим бороться. Оставлять все, как есть, просто невозможно.
- Когда один мой знакомый хотел написать портрет колоритных таксистов, первый вопрос, который они задали, был: а не посадят ли нас за это?
- Вот-вот. Когда я рассказала коллеге из Монголии, что меня везде прогнали, она ответила, что эти люди ведут себя как проститутки, которые стыдятся своих знаний и прячут свои лица. Но вот что интересно. Та самая монгольская девушка, после того как я заявила, что не хочу работать на местном телевидении в силу наличия цензуры, сказала, что не хотела бы попасть на монгольское. Потому что там все наоборот: любой может сказать все, что хочет, и никто никого не слушает. Царит хаос. Просто катастрофа. Не знаю, к чему все это, но информация меня поразила!
- Со съемками на периферии наверняка полегче в этом смысле?
- Люди там более открытые, если вызовешь у них доверие, подружишься с ними. Там очень много интереснейших людей. И вообще мне всегда любопытно попадать в новую семью, уклад которой незнаком и необычен. Я узнаю другой пласт социальной жизни, и любой фильм всегда превращается в исследование...

Екатерина СУВОРОВА (на снимке справа).

На снимках: чтобы сделать фильм о жителях Арала, Катя провела там несколько месяцев в течение трех лет.

Тулеген БАЙТУКЕНОВ, фото из личного архива Екатерины СУВОРОВОЙ,Алматы

Поделиться
Класснуть