9291

Учитесь родину смешить

Казахстанское кино вышло на новый завиток развития. Раньше все ждали, когда наши кинематографисты наконец смогут составить конкуренцию в прокате иностранному кино, а теперь наши соотечественники уже бодаются друг с другом. На больших экранах - сразу две комедии с претензией на народность: “Осторожно, корова!” и “Кемпір”.

С тех пор как была утеряна вторая часть “Поэтики” Аристотеля, посвященная комедии, человечество ломает голову над природой комического (при том, что в разных частях света смеются над разным). Сумрачные гении кинематографа - от Бергмана до Тарковского - признавали за величайшего деятеля кино Чарли ЧАПЛИНА, комедиографа.
В общем, хороший смешной фильм - это серьезно.
И “Кемпір”, и “Осторожно, корова!” силятся стать смешными, но каждый идет своим путем.
“Корова” снята талантливым режиссером Аскаром УЗАБАЕВЫМ, однако всем понятно, что это бенефис Баян ЕСЕНТАЕВОЙ (на верхнем снимке) - она придумала идею, она в главной роли, из-за нее люди идут в кинотеатры, и вообще все крутится вокруг нее. Баян - казахская инкарнация старой голливудской системы звезд, которые одним своим появлением делают фильму кассу.
Сюжет фильма - вариация стандартного сценарного шаблона “рыба без воды”, согласно которому герой оказывается выброшенным из зоны комфорта и попадает в совершенно неожиданные обстоятельства. Средневековый рыцарь - в современность, ребенок - во взрослый мир, гламурная Баян - в аутентичный казахский аул. При этом героиня Айгуль Маратовна олицетворяет собой городских казахов, в то время как аул отвечает за национальную идентичность in nature.
Cобственно, именно столкновение культур и дает эффект комического. Айгуль воротит нос от КРС, скучает без душа, пребывает в шоке от незамутненных нравов своих, более почвеннически настроенных соплеменников. И это действительно временами смешно, потому что похоже на жизнь, только в формате водевиля: дама явно не в своей тарелке, но никто не говорит ей: “Сен неге қазақша сөйлемейсің, сатқынсың, мәнгүртсің!!!”. Хотя, наверное, где-то в глубине души, где-то очень глубоко...
Ермек Турсунов (на снимке) исповедует другие принципы. Когда только этот мастодонт отечественного кинематографа с его неизбывной тягой к эпическому заявил, что будет снимать комедию, стало ясно: вот это будет Комедия. Комедище! Даже, можно сказать, Комедющище. Он нам всем покажет, как надо родину смешить.
Отчасти так и произошло. “Кемпір” тоже использует базовые принципы комедийности (а куда от них деться?) в фарсовой интерпретации: аульная апашка оказывается беременной. Уже смешно, хотя и отдает вульгарите. Ермеку хватило такта и ремесла нивелировать скабрезность завязки, поскольку она ему нужна была лишь в качестве формального повода. Далее Турсунов разворачивает полотно нравов и педалирует тему преемственности поколений. То есть это снова пространство драмы “Шал”, только называется “Кемпір”, комедия.
Уже непонятно, сам ли Ермек сказал или за него придумали, что комедия будет народной, но что есть, то есть - она народная. В смысле этническая. Прямо физически ощущается при просмотре, как режиссер, он же сценарист упивался языком, разрабатывал патетику диалогов, помещал персонажей в русло национального. Казахская публика в возрасте 40+ в восторге - Ермек говорит с ними на их языке и в буквальном, и в переносном смысле. В русскоязычном варианте вся аутентичность падает на ноль, суть выхолащивается, ибо, как известно, свинья и овца - не одно и то же, хотя оба создания божьи.
Турсунов то ли сознательно, то ли неосознанно сузил потенциальную аудиторию “Кемпір” до круга взрослых этнических казахов, хорошо владеющих родным языком, уважающих традиции и мыслящих в патриотическом ключе. Это в известном смысле точечная бомбардировка, поскольку никакой подросток или юная красавица не станут смотреть комедию, в которой 12-летний пацан напропалую разговаривает цитатами из “Терминатора-2” 1991 года выпуска - Ермек делает такие допуски, которые простительны только в той среде, на которую рассчитана картина.
“Осторожно, корова!” в этом смысле удобоваримее для более широких слоев населения. В американской киноиндустрии есть понятие universal appeal - единого призыва ценностной системы, которая понятна и в Африке, и в Казахстане. Эдипов комплекс, несчастная любовь, “быть или не быть”, путь героя - это universal appeal.
“Универсальность” творения Узабаева и Есентаевой шире фильма Турсунова (хотя и не выходит за пределы ментального ареала казахстанцев - обе ленты вряд ли будут интересны кому-то за пределами страны). Более того, Аскар и Баян уважительно относятся к собственному зрителю, не позволяя себе снимать откровенно на “отвали” диалоговые сцены. Взыскуя большей кассы, Баян идет на поводу у зрителя - и это хорошо, ибо зритель сейчас требовательный, он ждет интересных съемок, хорошей игры, качественной музыки и в целом ощущения полноценного, неущербного продукта.
Картина Турсунова в этом смысле более неровная - картинные панорамы с вертолета перемежаются безыскусными “сериальными” съемками бесед, а поскольку беседами полнится вся “Кемпір”, на выходе остается ощущение, как в бородатом анекдоте: вроде ложки на месте, но осадок остался. Не совсем понятно и появление в кадре целой галереи казахстанских бизнесменов - от Еркина КАЛИЕВА до Нурлана СМАГУЛОВА. То есть понятно с житейской точки зрения, финансовой, если хотите. Но с позиции кинематографа как развлечения, искусства и даже бизнеса вряд ли кто сможет выступить адвокатом этого замечательного явления. Одно дело корпоративный капустник, другое - прокатный фильм.
И тем не менее “Кемпір” - интересное явление, поскольку прокладывает новую дорогу к зрителю, нащупывает, так сказать, тонкие вибрации культурного контекста. “Корова” грубее, брутальнее, стандартнее - но и смешнее.
Кроме того, фильм Узабаева наверняка сделает большие сборы. И тут уже больше волнует не столько конкуренция фильмов, сколько противоборство Баян Есентаевой и Ермека Турсунова (от которого оба, к слову, всячески открещиваются, поскольку солидарны в одном - неприятии друг друга на любом уровне). С одной стороны - чистая бизнесвумен Баян со своим стремлением к перфекционизму. С другой - рефлексирующий почвенник, мыслитель Ермек.
Около года назад Турсунов сказал мне, что очень хочет сделать мюзикл. Недавно о такой же затее поведала Есентаева.
The show must go on. И это здорово.

“Корова” Есентаевой: “А сборов у меня будет вот столько!”

“Кемпір” Турсунова: “Қарашы мынаған!..”

Тулеген БАЙТУКЕНОВ,  Алматы

Поделиться
Класснуть