Здание выполнено!
Ваза в Парке Первого президента всегда без цветов.
Простое описание творческой и трудовой биографии архитектора Александра КОРЖЕМПО (на снимке), наверное, способно ввергнуть кого-нибудь в пучину рефлексий по поводу никчемности собственной жизни - где и кем только не был Александр Иванович и чего только не строил! От солнечного Фрунзе до суровой Москвы. От главного художника Алма-Аты до заместителя председателя правления Союза архитекторов России. На днях практикующий архитектор, до сих пор занимающийся преподавательской деятельностью, отмечает 80-летний юбилей.
- Александр Иванович, я знаю, что кинотеатр “Арман” - ваше творение.
- Ну, из того, что мы делали, почти ничего не осталось. Внутреннего дворика нет, входная часть переработана, внутренняя планировка совсем не та... Я сейчас уже не говорю, что являюсь автором кинотеатра. Скрываю. Мне туда заходить... ммм. Неприятно.
- Но, может быть, это требование времени?
- Естественно! Люди выкупили здание, адаптировали под коммерческие нужды, все это нормально. Но я просто говорю, что моего там ничего не осталось.
Кинотеатр задумывался как камень, оторвавшийся от гор и спустившийся в город. Причем тогда уже было модно строить стеклянные здания. И вдруг - совершенно глухой белый куб с различными рельефами, орнаментами. А снизу по периметру комплекса шла небольшая голубая полоска, словно вода. Что такое кинотеатр? Это перемещение в другую реальность. Чтобы зритель попал из современного города, скажем, в доисторическую эпоху, нужно его подготовить. И вот человек попадал в маленький, стесненный вестибюльчик, где продавали билеты. А потом выходил во внутренний, открытый сверху дворик. Там - небо,бесконечность, совершенно новое пространство, которое к тому же отражалось в бассейне. Потом уже - зал с черным потолком, который, в принципе, убирал ощущение потолка. Такие вот были идеи.
- В том, что вы рассказали, чувствуется какая-то храмовая, прямо религиозная торжественность. Сооружения культовой направленности тоже первой целью ставят настроить “клиента” на определенную волну.
- Ну да. Только цель у нас была другая.
- А как вы придерживались партийной директивы о сочетании социалистического с национальным?
- Всегда принималось за данность, что ты живешь в определенном регионе и культура этой местности должна найти отражение в твоем творчестве. Куда без этого? Другой вопрос, насколько каждый архитектор мог объединять мотивы в зависимости от своих способностей. В “Армане”, например, мы поставили стену из кулып-таса, специального монолита, привезенного с единственного месторождения в Казахстане.
- К слову, о реконструкциях. Вы на чьей стороне?
- Тут неоднозначная ситуация. Иногда реконструкция создает объект, который лучше, чем “оригинал”. Реконструированное здание Адмиралтейства в Санкт-Петербурге получилось лучше предшественика. А если говорить о местной архитектуре, то, например, у Дворца Ленина был особый дух, который теперь утерян. Сейчас там современное здание, но душа другая. Раньше длинная плоскость была разделена на “ячейки”, которые придавали строению масштаб. На вашу психику влияли архитектурные приемы, используя которые, архитектор вызывал у вас определенные эмоции. Вообще архитектура - это воздействие пространства на ваши органы чувств. Она может радовать вас, огорчать, подавлять, воодушевлять и так далее. Она формирует ваше состояние. А сейчас у нас другая архитектура. Есть технология, чтобы выполнить требования заказчика. И дизайн, чтобы было красиво. Поэтому здания красивые и технологичные.
- В целом вы за то, чтобы оставлять архитектурные достижения в первозданном состоянии?
- В Париже был один глава муниципалитета округа. Он восстановил все исторические здания с использованием оригинальных материалов, привел все в первозданный облик. Его переизбрали. Народу не понравилось. Понимаете, в чем дело. Все мы меняемся со временем, меняются наши понятия, эстетические установки. Невозможно сохранять и воссоздавать то, что однажды было создано. Ну, представьте себе, что мы сейчас ходим в одеждах XVI века. Красиво, пышно. И дико неудобно. Жизнь не может стоять на одном месте. И мы не можем носить до старости мальчишеские шорты.
Более того, жизнь нельзя обмануть. В 60-х годах прошлого века президент Бразилии решил построить новую столицу посреди пустыни. Красивую, современную. Получилось прямо откровение. Казалось бы, он создал новое лицо страны. Но не прошло и года, как вокруг Бразилии появилось несметное количество нищенских домов. И все. Вся показуха, все надуманное процветание потонули в реальной жизни.
- У вас есть какие-нибудь любимые объекты, судьбу которых вы отслеживаете?
- Нет. Зачем? Это как дети - выросли, повзрослели, и у них уже своя судьба. В свое время мы делали аппаратно-студийный комплекс для Казахского телевидения. Как раз во времена бурного развития телевещания. Очень серьезный объект для страны. Его мы разрабатывали вместе с Московским институтом связи, часто ездили к ним, согласовывали планировку. В результате создали комплекс, который потом 11 раз был воспроизведен в разных странах. Очень экономичный и эффективный. Тогда впервые мы хотели применить зеркальное стекло, которого было очень мало. Саратовский завод под большим нажимом ЦК компартии КазССР выдал стекло, но не совсем то, что нам было нужно. И, к сожалению, генеральная идея потерялась. Комплекс должен был весь двигаться, дышать, отражать свет. В общем, преломлять действительность, как это делает само телевидение. Внутри были фонтаны... Кстати, недавно их собирались восстановить, но проект уже утерян. Так жизнь сложилась.
- Александр Иванович, меня жутко разбирает любопытство: какая генеральная идея была заложена в огромную арочную колоннаду в Парке Первого президента? Вы в курсе?
- Там дело в том, что проект строительно завершен, а архитектурно-идейно не закончен. Изначально необходимо было сделать разграничение городской территории и парка. Было три проекта, утвердили тот, что вы видите. Но на всей этой конструкции должна была быть цветочно-растительная композиция. И вся аркада должна была выглядеть, как ваза с цветами, через которую вы попадаете в парк. Представьте себе, что стоит граненый стакан. Одному нравится, другому не очень. Но поставьте в него цветы! Он же для них и предназначен был - и все вместе заиграет.
Тулеген БАЙТУКЕНОВ,фото Владимира ЗАИКИНА, Романа ЕГОРОВА и с сайта voxpopuli.kz, Алматы