Тонели выводят на свет
Его картины называют застывшими мыслями и переживаниями. Сам художник, экс-алматинец Олег ФАЛЬКОВ, который 15 лет живет и творит в Нью-Йорке, уверен, что живопись, подобно сновидению, не требует объяснений. Напротив, она воспитывает умение доверять невероятному и фантасмагорическому.
Недавно в Алматы завершился проект, в рамках которого визажист Лариса СТАРОДУБЦЕВА оживила несколько полотен Олега (см. «Чудеса на визаже», «Время» от 29.1.2014 г). Мы связались с художником, чтобы узнать, что он думает об этом, но в итоге проговорили несколько часов. Жаль, что в статью невозможно вместить все, о чем поведал Олег...
Нет предела фантазии
- Сколько себя помню, я всегда был с карандашом в руках, - рассказывает Олег. - Если не рисовал, то лепил что-нибудь из глины. В семь лет мне подарили акварельные краски, и я познал наслаждение от акварели по-сырому. В студенческие годы, я полюбил черно-белую графику. Белый лист бумаги, перо и тушь и - нет предела фантазии. Пространство белого листа превращается в бескрайний мир мечты, где вещи предстают такими, какими они "еще не бывали". Потом я открыл цвет. Ни с чем не сравнимое ощущение. Из трех цветов можно создавать бесконечное множество оттенков. Приходится даже себя сдерживать в рамках одной техники. В разные годы моего творчества я любил разных художников. Сейчас никому не хочу подражать - хочу быть похожим только на самого себя. Я обожаю запах холста и красок. Мне не нужно специально готовиться к очередной картине, а стоит просто зайти в мастерскую и выдавить краску на палитру, макнуть кисточку в лак, и пальцы сами начинают работать. Голова отключается от посторонних раздражителей, и процесс уже не остановить.
Картина - всего лишь маска реальности
По словам художника, он все время пытается соединить несуществующую реальность в единый цветовой клубок, рождая необычную музыку полутонов.
Для меня в картине должна быть хоть маленькая, но тайна. Не потому, что я пытаюсь что-то скрыть от зрителя. Мне кажется, что мои полотна требуют не любования внешними предметами, а некогоусилия увидеть. Картина - всего лишь маска реальности. Я стараюсь уловить состояние "осознанного сновидения", в котором вещи оживают, сами свершают свою судьбу уже независимо от меня. Но очень часто за попытку соединить воображение и понимание приходится платить дорогой ценой. Ибо легко можно попасть в область "причудливого". Иногда я перехожу эту грань, и тогда приходится безжалостно уничтожать уже готовую картину. Сумасшествие и гениальность - одна материальная субстанция, и грань такая тонкая и хрупкая. И я очень боюсь, что однажды уйду туда и не смогу вернуться.
Живопись спасает
Олег приехал в США в 1996 году и привез с собой портфолио с 50 работами. В поисках работы он посетил примерно 200 разных галерей, но никто даже не открыл альбом. Помог случай.
Мой польский друг вспомнил, что у него есть приятель, который встречается с одной женщиной - галеристом. Познакомились. Так я выставился первый раз в галерее города Кларка. Пришли другие галерейщики, и одна из них захотела провести выставку у нее в Нью-Йорке. На этой выставке я впервые продал свою работу в США. Чем я только не занимался, чтобы прокормить семью, но живопись всегда оставалась на главном месте. Сейчас работаю техником по установке спутниковых антенн, но все равно стараюсь писать. Меня поддерживает семья. Мама была художником-любителем, жена - художник-реставратор, старшая дочь - арт-директор в журнале, младшая - графический дизайнер в крупной компании. Девочки - обожатели моих картин. Супруга - яростный и беспощадный критик. Не одна картина была закрашена белилами после ее уничтожающей критики. Но я понимаю, что в 99 случаях из ста она права, и поэтому принимаю все с благодарностью. Художнику пробиться в Штатах так же трудно, как копать чайной ложечкой туннель через пролив Ла-Манш. Но я упорно продолжаю копать. Сейчас веду переговоры с новой галереей. В марте будет результат. Еще пишу книгу «Одинокая птица в центре Нью-Йорка». Меня часто спрашивают, почему в моих картинах так много рыб и птиц. Это мои любимые символы. Птица издревле считается символом души, а рыба - символом веры. Один из моих постоянных покупателей как-то спросил у меня: «Что-то на последних твоих картинах перестали появляться рыбы. Нашел веру?» Перестал искать, ответил я ему. Надеюсь, удастся найти спонсора и издать книгу. Хотя полмира уже читали ее в электронном виде. Есть мечта провести выставку в Алматы. Накопилось много новых работ, которые я хотел бы показать зрителю.
Надежда ПЛЯСКИНА, фото из личного архива Олега ФАЛЬКОВА, Алматы