9931

За кулисами ток-шоу: Платят только Бари Алибасову

Кадр из программы “Пусть говорят”, посвященной гибели жены хоккеиста Сергея Огурешникова.

Жительница Усть-Каменогорска Светлана ГАВРИЛОВА, которая несколько недель назад стала героиней ток-шоу “Пусть говорят”, назвала свое участие в этой программе ошибкой. Девушка надеялась, что уж в московской передаче ей помогут докопаться до истинной причины гибели родной сестры Ольги, жены хоккеиста Сергея ОГУРЕШНИКОВА. Но вместо этого, как считает Светлана, ее и ее родных выставили неуравновешенными людьми.  Мы попытались выяснить, что остается за кадром популярных  ток-шоу, как строится программа и ради чего ее участники соглашаются на публике перетряхивать грязное белье.

Николай ХАЛАБУЗАРЬ, журналист, участвовал в ток-шоу “Пусть говорят”, Первый канал:
- В Талдыкоргане жила женщина, которая выдавала себя за мать известной российской певицы ЗЕМФИРЫ. Я писал о ней материал, и благодаря этой публикации соз­датели ток-шоу узнали о ее существовании. Она в Москву ехать отказалась, поэтому на “Пусть говорят” пригласили меня: я должен был рассказать об этой женщине. Это было осенью 2007 года, программа была посвящена нашедшейся маме Земфиры. Для меня это был очень интересный опыт, я изнутри увидел огромную индустрию, мне стало ясно, что ток-шоу - это спектакль, в котором у каждого своя роль.
Все участники нашей программы были закреплены за определенным сотрудником “Пусть говорят”. Меня вела девушка по имени Наталья. В какой-то момент она подошла ко мне и спросила: “Николай, что вы будете говорить?”. Я ответил, что расскажу о том, что женщина, которая выдает себя за мать Земфиры, сумасшедшая. Наталья тут же дословно передала мою речь кому-то по рации. Там остались недовольны этим вариантом. И тогда девушка стала предлагать: “А вы можете сказать: “Она так убедительно говорит, что мне кажется, что это все-таки мать Земфиры”. Это была чепуха, в которую я не верил, поэтому от таких слов отказался. Вместе мы выбрали вариант, который устроил нас обоих. Я должен был сказать что-то вроде: “Все мы разные, и у каждого свое видение окружающего мира”. Когда я вышел в зал, где проходили съемки, Андрей МАЛАХОВ повернулся ко мне и спросил: “Николай, вы поверили в эту историю?”. И я выдал то, о чем мы договаривались. Насколько я понял, организаторы пытаются контролировать героев передачи, а гости в студии и зрители импровизируют. Среди экспертов сидел певец Виктор САЛТЫКОВ, видимо, ему никаких сценариев не давали, и происходящее его слегка коробило.
За участие в программе мне не платили, купили билеты на самолет из Алматы в Москву и обратно, оплатили такси от аэропорта до “Останкино”. Я добрался до студии, принял участие в съемках и вернулся назад.
У меня на руках не было билетов на обратную дорогу, их выдают уже после завершения съемок. После них я подошел к одному из сотрудников программы и увидел толпу людей, оказавшихся в такой же ситуации, как и я. Среди них была женщина, которая во время съемок начала говорить не то, что от нее ожидали. От этой участницы требовали объяснений и билеты ей не отдавали. Я не буду утверждать, что текст ей написали заранее, видимо, она пришла с одними аргументами, а в зале стала рассказывать что-то другое. И это не устроило создателей программы. Так что можно было остаться без билета на обратный путь.

Айман УМАРОВА, адвокат, участвовала в шоу “Дело Х. Следствие продолжается”, телеканал “Россия”:
- Я снималась в программе, которая была посвящена вещим снам. Это было год назад. На этом шоу необъяснимые вещи обсуждают две стороны: скептики, которые придерживаются научных взглядов, и мистики. О моей истории россияне узнали благодаря вашей газете, в которой когда-то был напечатан материал обо мне и моем сыне Азамате. Из-за врачебной ошибки мне порекомендовали сделать аборт на позднем сроке беременности, но потом выяснилось, что ребенок, с которым я мысленно попрощалась, жив и здоров. И он будто посылал мне сигналы - я видела вещие сны. Об этом я и рассказывала в программе. Сначала нам пришлось помучиться, потому что в Москву мы приехали днем, а съемки шли уже ночью - примерно в два-три часа. Пришлось ждать своей очереди, потому что мы с Азаматом выходили последними. Меня долго гримировали, потом угощали чаем, пытаясь создать комфортную обстановку. Поздно вечером сын захотел спать, и сотрудники программы делали все, чтобы он не заснул, потому что на площадку мы должны были выйти вдвоем. Я не знала, что происходит в студии: хотя за кулисами стояли мониторы, мне не разрешали в них смотреть. Видимо, это делали для того, чтобы я не волновалась перед выходом, ведь в студии сидели эксперты, которые задавали нелицеприятные вопросы. Когда я появилась на съемочной площадке и начала рассказывать свою историю, одна из гостей стала оскорбительно высказываться в мой адрес, я тут же поставила ее на место - довольно резко ей ответила, но этот момент из программы вырезали. Все происходящее было абсолютно непредсказуемым, я не знала, какой вопрос мне зададут, какой будет реакция зала. Но все равно впечатления у меня остались самые приятные, я видела, как работают настоящие профессионалы.

Ирина МАЛИКОВА, главный редактор ток-шоу “Наша правда”, телеканал КТК:
- Вам приходится готовить героев ток-шоу к участию к съемкам? Наверное, вы их гримируете, покупаете приличную одежду - ведь контингент приходит разный.
- Нет, ничего подобного не происходит. Гримируем мы только звезд и экспертов, которых приглашаем на программу, а все остальные выглядят так же, как и в обычной жизни.
- Вы распределяете заранее те роли, которые будут играть ваши герои?
- Их распределяет сама жизнь. Естественно, у нас есть сценарий, который наши сотрудники готовят заранее. В нем прописано, кто и за кем будет выходить на съемочную площадку. Но при этом никто не заставляет людей говорить что-то конкретное, они рассказывают то, что считают нужным. Недавно мы снимали программу, в центре которой была судьба женщины: у нее катастрофическая ситуация, живет с маленьким сынишкой где-то на заброшенных дачах под Алматы, голодает, сирота, убежала от отчима с мачехой, которые хотели продать ее в рабство. По крайней мере, именно так она рассказывала. Женщина от безысходности решила сдать ребенка в детский дом. Но прежде чем снять по этому поводу ток-шоу, наши журналисты, естественно без ее ведома, стали собирать информацию о будущей героине передачи. Оказалось, что у нее живы родители, есть братья и сестры, другой ребенок, которого она уже сдала в детский дом. На программу эта дама пришла со своей привычной историей - я несчастная, помогите мне. Конечно, она не подозревала, что мы знаем про ее другую жизнь, которую она от всех скрывала. Пока шла съемка, ее мама и другие родственники сидели в гостевой комнате и наблюдали за всем происходящим по монитору. А потом по очереди выходили в зал и говорили то, что хотели. Наша задача - расставить основополагающие точки, на которых все будет базироваться, а дальше все пойдет само собой.
- Таким способом вы провоцируете своих героев? Героиня думает, что ее начнут жалеть, а все поворачивается в противоположную сторону.
- Если бы этот человек не врал, этого бы не произошло. У нас было много случаев, когда нашим героям помогали, после программы их жизнь кардинально менялась. Но если человек выставляет себя жертвой и при этом хочет искалечить жизнь собственному ребенку, я не считаю, что наш поступок - провокация, мы лишь выводим ее на чистую воду, говорим правду.
- Во время съемок бывают ЧП?
- Конечно, люди дерутся, падают в обморок, закатывают истерики, а однажды не совсем адекватный мужчина пытался порезать себе вены. Первый раз нам пришлось разнимать героев, которые прямо на площадке сошлись врукопашную, после этого на программе дежурят профессиональные охранники. Иногда, уже после съемок, нам угрожают участники ток-шоу, требуя, чтобы его не выпускали в эфир.
- Вы платите героям программы за съемки в ток-шоу?
- Нет, не платим и не собираемся этого делать ни при каких обстоятельствах. Насколько я знаю, не делают этого и на московских ток-шоу. Если в этом есть необходимость, покрываем расходы на проезд и проживание героев программы, но о гонорарах не может быть и речи. Единственное исключение - приглашенные звезды. Например, у нас на программе были группа “Ялла” и Бари АЛИБАСОВ. Им мы платили. Я считаю, что также определенное вознаграждение должны получать зрители, сидящие в зале, - их примерно 40 человек. Ток-шоу невозможно без их реакции, это один из основных постулатов этого жанра. И поверьте, немногие из них получают удовольствие от участия в съемках - это труд, который должен оплачиваться. Сейчас мы работаем над тем, чтобы у нас появилась такая возможность.

Оксана АКУЛОВА, фото из личных архивов героев материала, Алматы

Поделиться
Класснуть