В чём выхлоп?
Художник Серик БУКСИКОВ (на снимке) для благотворительной выставки написал 31 картину на темы, подсказанные имамом московской мемориальной мечети Шамилем АЛЯУТДИНОВЫМ. Самая дорогая работа стоит 600 000 тенге. Все средства от продажи собрания картин “Мечта и крылья” будут переданы в помощь детскому хоспису в Алматы.
- Зачем вам благотворительная выставка? Нужна галочка?
- Если честно - да, я хотел заслужить Его любовь. Может, я глубоко верующий, может быть, нет: мы, поколение советских людей, только осознаем для себя этот момент.
- А невеста не пилит за разбазаривание средств?
- Она сама инструктор по оказанию первой помощи в Обществе Красного Креста, занимается благотворительностью, так что такой вопрос не стоит. Мы в прошлом году в рамках благотворительной акции вместе расписывали стены онкоотделения для детей. К тому же я нормально зарабатываю. В этом проекте для меня как для художника есть развитие, потому что присутствует духовность. Что скрывать, мне сорок лет, и я наломал дров в своей жизни. Конечно, никого не убивал, но если бы жил так, как сейчас понимаю, то был бы счастливее. Может быть, я еще потому пытаюсь заключить с Ним соглашение, что встретил свое счастье, свою женщину и очень хочу, чтобы теперь в моей жизни все было хорошо.
Вообще любому здравому мужчине от 40 до 50 вы можете задать вопрос: “Почему ты делаешь то, что сейчас делаешь?” - и он очень серьезно загрузится, потому что в это время начинается осмысленный путь, к которому и вели предыдущие годы.
- Кажется, что вы ничего не искали, а еще во время учебы определились между творчеством и коммерцией.
- Ну да, я понял, что не готов к подвижничеству, служению искусству, если это не дает адекватного вознаграждения. И ушел в рекламу. Будучи сотрудником креативного отдела, я постоянно погружался в сознание потребителя и постепенно стал жутким циником, начал деградировать. Например, закурил, когда придумывал рекламу для сигарет - ведь необходимо было понять, что чувствует курильщик... Вообще, продавая продукты народного потребления, продаешь душу. И однажды всплыл вопрос, в чем выхлоп моего существования. В офисной галерее ты, с одной стороны, творец, с другой - не более чем инструмент, делающий то, что скажут. Вот тогда я начал тупо рисовать для себя, размещал картинки в соцсетях, потом получил несколько интересных предложений и стал практикующим художником.
- Кто вдохновил вас на серию картин-аффирмаций для благотворительной выставки?
- Очень большую роль сыграла личность Шамиля Аляутдинова. Он разрушил мои стереотипы, связанные с исламом, поскольку у меня эта религия ассоциировалась с бородачами, необходимостью соблюдать канон веры. Шамиль сочетает психологию с мудростью Корана и перерабатывает постулаты веры на современный язык. Он мне подавал идеи, а я их рисовал. Был даже какой-то азарт, энергетика нарастала в процессе.
- К вашим картинам есть подробные подписи, раскрывающие визуальное послание. А как же традиционный художественный понт, что, мол, дело художника нарисовать, а зритель как хочет, так пусть и понимает?
- Это архаика. Такой художник уже на обочине истории. Надо быть понятным. Когда появились инструменты визуализации посильнее, чем человек, - фотокамера, компьютер, то стало ясно, что художнику надо двигаться дальше их. Для меня важен образ, его суггестивная сила. Мы находимся в пространстве, очень насыщенном информацией, с быстро меняющимися, как в клипе, планами. И картина ценна тем, насколько она отображает какой-то информационный всплеск.
- Сейчас художники часто жалуются, что публика не понимает новых идей, новых жанров...
- Просто не надо, научившись у Запада, слепо переносить в наш монастырь чужой устав. Искусство обязано отражать реальность. Художник должен быть не просто частью социума, он должен выйти из этого социума и потом работать на него.
- У нас стараются при возможности вслух похвалить коллег, а вы как-то заявляли, что казахстанские художники неумные, неталантливые...
- Надо просто посмотреть, что у нас произошло за 10 лет, и честно сказать, кто что сделал. С нулевых по две тысячи десятый в нашей художественной жизни практически ничего не было, кроме легендарного предводителя художественного объединения “Кызыл трактор” Молдакула НАРЫМБЕТОВА. Это какая-то импотенция. Если ты художник, ты должен что-то интересное мутить. А еще надо уметь говорить, надо быть цивильным, потому что по персоналиям художников представляют весь культурный пласт страны. И, к сожалению, некоторым западным кураторам выгодно видеть азиатских художников эдакими дикарями.
- Почему вы словно отодвигаетесь от политических проблем, никогда не высказываетесь на эту тему?
- Просто политики сейчас нет. Я не хочу стучать в вату, заниматься тем, что реально ни к чему не приведет. И не хочу быть объектом манипуляций как одной, так и другой стороны. Я за время, которое все расставит по местам.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы