2641

В чём выхлоп?

Художник Серик БУКСИКОВ (на снимке) для благо­творительной выставки написал 31 картину на темы, подсказанные имамом московской мемориальной мечети Шамилем АЛЯУТДИНОВЫМ. Самая дорогая работа стоит 600 000 тенге. Все средства от продажи собрания картин “Мечта и крылья” будут переданы в помощь детскому хоспису в Алматы.

- Зачем вам благо­творительная выставка? Нужна галочка?
- Если честно - да, я хотел заслужить Его любовь. Может, я глубоко верующий, может быть, нет: мы, поколение советских людей, только осознаем для себя этот момент.
- А невеста не пилит за разбазаривание средств?
- Она сама инструктор по оказанию первой помощи в Обществе Красного Креста, занимается благотворительностью, так что такой вопрос не стоит. Мы в прошлом году в рамках благотворительной акции вместе расписывали стены онкоотделения для детей. К тому же я нормально зарабатываю. В этом проекте для меня как для художника есть развитие, потому что присутствует духовность. Что скрывать, мне сорок лет, и я наломал дров в своей жизни. Конечно, никого не убивал, но если бы жил так, как сейчас понимаю, то был бы счастливее. Может быть, я еще потому пытаюсь заключить с Ним соглашение, что встретил свое счастье, свою женщину и очень хочу, чтобы теперь в моей жизни все было хорошо.
Вообще любому здравому мужчине от 40 до 50 вы можете задать вопрос: “Почему ты делаешь то, что сейчас делаешь?” - и он очень серьезно загрузится, потому что в это время начинается осмысленный путь, к которому и вели предыдущие годы.
- Кажется, что вы ничего не искали, а еще во время учебы определились между творчеством и коммерцией.
- Ну да, я понял, что не готов к подвижничеству, служению искусству, если это не дает адекватного вознаграждения. И ушел в рекламу. Будучи сотрудником креативного отдела, я постоянно погружался в сознание потребителя и постепенно стал жутким циником, начал деградировать. Например, закурил, когда придумывал рекламу для сигарет - ведь необходимо было понять, что чувствует курильщик... Вообще, продавая продукты народного потребления, продаешь душу. И однажды всплыл вопрос, в чем выхлоп моего существования. В офисной галерее ты, с одной стороны, творец, с другой - не более чем инструмент, делающий то, что скажут. Вот тогда я начал тупо рисовать для себя, размещал картинки в соцсетях, потом получил несколько интересных предложений и стал практикующим художником.
- Кто вдохновил вас на серию картин-аффирмаций для благотворительной выставки?
- Очень большую роль сыграла личность Шамиля Аляутдинова. Он разрушил мои стереотипы, связанные с исламом, поскольку у меня эта религия ассоциировалась с бородачами, необходимостью соблюдать канон веры. Шамиль сочетает психологию с мудростью Корана и перерабатывает постулаты веры на современный язык. Он мне подавал идеи, а я их рисовал. Был даже какой-то азарт, энергетика нарастала в процессе.
- К вашим картинам есть подробные подписи, раскрывающие визуальное послание. А как же традиционный художественный понт, что, мол, дело художника нарисовать, а зритель как хочет, так пусть и понимает?
- Это архаика. Такой художник уже на обочине истории. Надо быть понятным. Когда появились инструменты визуализации посильнее, чем человек, - фотокамера, компьютер, то стало ясно, что художнику надо двигаться дальше их. Для меня важен образ, его суггестивная сила. Мы находимся в пространстве, очень насыщенном информацией, с быстро меняющимися, как в клипе, планами. И картина ценна тем, насколько она отображает какой-то информационный всплеск.
- Сейчас художники часто жалуются, что публика не понимает новых идей, новых жанров...
- Просто не надо, научившись у Запада, слепо переносить в наш монастырь чужой устав. Искусство обязано отражать реальность. Художник должен быть не просто частью социума, он должен выйти из этого социума и потом работать на него.
- У нас стараются при возможности вслух похвалить коллег, а вы как-то заявляли, что казахстанские художники неумные, неталантливые...
- Надо просто посмотреть, что у нас произошло за 10 лет, и честно сказать, кто что сделал. С нулевых по две тысячи десятый в нашей художественной жизни практически ничего не было, кроме легендарного предводителя художественного объединения “Кызыл трактор” Молдакула НАРЫМБЕТОВА. Это какая-то импотенция. Если ты художник, ты должен что-то интересное мутить. А еще надо уметь говорить, надо быть цивильным, потому что по персоналиям художников представляют весь культурный пласт страны. И, к сожалению, некоторым западным кураторам выгодно видеть азиатских художников эдакими дикарями.
- Почему вы словно отодвигае­тесь от политических проблем, никогда не высказываетесь на эту тему?
- Просто политики сейчас нет. Я не хочу стучать в вату, заниматься тем, что реально ни к чему не приведет. И не хочу быть объектом манипуляций как одной, так и другой стороны. Я за время, которое все расставит по местам.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть