Беспуантовое будущее
Наша страна стремительно врывается в число мировых лидеров. Причем по всем фронтам: от инноваций в космической сфере до высокого искусства. Вот и недавно открытая “Астана Опера” уже вышла на международный уровень, особенно по размеру колонн и количеству сусального золота на квадратный метр внутренней отделки. Правда, танцевать в новых театрах у нас скоро будет некому, но на такие мелочи обращает внимание только председатель Союза хореографов Дюсенбек НАКИПОВ (на снимке).
- Алматинскому хореографическому училищу скоро исполняется 80 лет, - говорит он. - Это лучшее хореографическое учебное заведение как минимум в Центральной Азии. По количеству лауреатов международных конкурсов на пространстве СНГ наше училище уступает только Москве и Санкт-Петербургу. Но речь сейчас не об этом. Меня беспокоит, что чиновники используют юбилей для своих в первую очередь карьерных соображений. Для министерств это лишний повод сделать пышное торжество, а проблемы лежат в другой плоскости. У нас, как известно, открылись новые большие танцевальные коллективы - балетная труппа в Астане, ансамбль “Наз”, “Астана-балет” и так далее. Все это прекрасно, но остается вопрос: кто им будет поставлять кадры, если Алматинское хореографическое училище осталось в 80-х годах по своей материально-технической базе? Есть и парадокс - училище находится в системе Министерства образования и науки, а полномочия Минобра заканчиваются с получением выпускником диплома о среднем специальном образовании. Далее, поступив на работу, например в Театр имени Абая, танцовщик переходит в систему Минкультуры. Именно в этом, мне кажется, кроется проблема - Минобр просто не понимает специфику подготовки специалистов балета, не осознает задачи, стоящие перед училищем. Пожилые педагоги уходят, новых нет. По всем этим причинам сейчас наше училище не в состоянии предоставлять квалифицированные кадры для растущих потребностей отечественной хореографии.
Когда в 1998 году в Астане открывался Театр оперы и балета имени Куляш Байсеитовой, училище одновременно передало ему около 40 выпускников. Сейчас им всем по 35 лет, значит, в скором времени они массово начнут покидать сцену. Кем их замещать? Если училище на весь Казахстан выпускает 40-50 человек? Проблема однозначно поднимется.
- Вы, разумеется, писали об этом в соответствующие инстанции?
- Конечно. Отправлял расширенные письма министрам, стучал в разные двери. Но там, во-первых, не воспринимают хореографию всерьез (у нас уважают только певцов и домбристов). Во-вторых, не понимают современных требований к хореографическому образованию. Вот пример: 200 лет династия Романовых культивировала классический танец. И только после того, как российский балет стал лучшим в мире, Россия была признана европейской державой. И до сих пор балет - ведущий бренд страны.
Нам нужно придать училищу статус академии (оно этого достойно), создать студентам нормальные условия для проживания (многие из малоимущих семей) и заняться профессиональной подготовкой кадров. Только это позволит Казахстану остаться ведущей балетной державой в Азии.
- “Зато мы делаем ракеты и покоряем Енисей, а также в области балета мы впереди планеты всей” - с Россией все понятно. Но нам, азиатам, зачем балет?
- Ну да, Астана есть, нефть есть… Но у нас нет главного - внутреннего культурного содержания. А из всех классических искусств именно балет способен это содержание создавать и культивировать. Не зря же возвели “Астана Опера” - театр действительно выдающийся по своим архитектурным и техническим параметрам. Но ведь кто-то там должен танцевать, труппа должна быть укомплектована!
- Однако балет всегда был приметой империй - Россия, Франция. Нам зачем эти потуги?
- Да, история развития классического балета такова - зародился во Франции, перешел в Россию, потом содержался за счет СССР. Но я могу сказать, что сейчас в не менее имперском Китае балета нет. То же самое касается США, которые не имеют системного образования в области классического балета. Другое дело, что Штаты постоянно забирают себе лучших. И не только Штаты. В частности, более 40 человек работают в лучших балетных труппах мира. Можно, конечно, и без балета прожить. Но если мы ставим себе задачу войти в число развитых стран и предполагаем, что казахстанец должен быть всесторонне развитой личностью, то без искусства, и балета в том числе, не обойтись. На одних штангистах не выедешь.
- Кстати, хороший пример. Берем крутого танцовщика из КНР, “натурализуем” его и получаем мировую звезду балета с казахстанским паспортом.
- Шутки шутками, но лучшие наши кадры действительно уезжают за рубеж. В конце концов мы и придем к тому, что сами будем покупать профессионалов за границей. Недаром, когда нужно было расширить балетную труппу “Астана Опера”, объявили конкурс на все СНГ, и около 20 человек приехали к нам из других стран. А это уже размывание национального состава нашей балетной труппы. Я не против этого, но должны быть соответствующие пропорции. И если мы не выправим ситуацию, то скоро страна наполнится трудовыми балетными мигрантами.
Тулеген БАЙТУКЕНОВ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы