От слова “худо”
Художественный рынок Казахстана переполнен, а цены завышены , уверен один из опытных представителей галерейного дела Юрий МАРКОВИЧ (на снимке).
Практически все выжившие галереи прогнулись под рынок и стали обыкновенными художественными лавками. Они продают все подряд, в том числе и самих себя, то есть свою площадь. Так что, заплатив деньги, любой может организовать собственную выставку.
- Вообще, та ситуация, - переживает Юрий Маркович, - которая сейчас у нас сложилась, рано или поздно приведет к тому, что рынок застопорится. Уже сейчас художников слишком много, предложение превышает спрос.
- Ну не отстреливать же лишних...
- Конечно, нет. Изначально большая ошибка - все наши галереи на одно лицо. А объединяет их извечная конкурентная борьба под названием “утопи друга”. Вообще нет менеджеров искусства: наши вузы по старинке продолжают выпускать искусствоведов, которые сейчас невостребованы. Нет ни журналов про изобразительное искусство, ни телевизионных передач. Все сводится к афишам и заметкам. Вроде бы мелочи, но из них складывается пласт культуры.
- Еще один предмет зависти: в той же России масса харизматичных художников, героев светской хроники, общественных деятелей. Почему у нас художники - никому не известные персонажи?
- Наверное, дело еще и в невнимании к изобразительному искусству, оно в рейтинге культуры у нас на последнем месте, что-то вроде открытки из анекдота. В первом эшелоне - музыканты и кино, потом театр. А художник - синоним бездельника, вольного гуляки и пьяницы. Эдакий асоциальный тип. И мы опять приходим к тому, что нет грамотного продвижения визуального искусства. Тот же Арбатфест - хорошо, что есть в Алматы такой фестиваль, что с его помощью на улицах города появилось современное искусство. Но в курсе происходящего небольшая часть участников, до публики, как обычно, “не донесли”, так что зритель, наткнувшись на улице на какие-то странные железяки, не всегда может понять, что это. К тому же современные художники изначально выбрали роль хулиганов, и теперь убедить публику в ином им трудно. Но из этой черной тени придется теперь выходить, иначе многие пути развития будут закрыты.
- Еще одна фишка нашего рынка - скандалы с подделками и отсутствие юридического сопровождения...
- Я хотел бы выступить в защиту наших экспертов. Дело не в том, что они не могут отличить подлинник от подделки, но бывает, что заключение пишется на одну картину, а продается с бумагой совсем другая. И в свете нескольких недавних скандалов мне хотелось бы порекомендовать покупателям оформлять сделки через нотариуса. Должен быть хотя бы договор купли-продажи. Этим вы фиксируете цену работы, факт того, что вы ее не украли, и это простое действие снимает большую часть возможных проблем.
- Такое ощущение, что наши художники любят завышать цены. В итоге молодой автор шедевров оказывается дороже Калмыкова...
- Это действительно наша головная боль. Борьба молодых за право называться великими и борьба великих за достигнутый уровень. Дешевую цену ставить непрестижно, поэтому предпочитают запросить много и долго ждать, пока найдется покупатель. Сейчас ведь еще появилось такое модное слово - позиционировать, вот художники и позиционируют себя. Хотя такие суперцены я называю выстрелом на лоха.
- Но таковы правила рынка - лишь бы нашелся покупатель!
- Не забывайте, что предметы искусства - это вложение денег. Рынок и работа галеристов на нем тогда выстроены правильно, когда покупатель может быть уверен, что купленная картина через год, пять будет стоить дороже, а не дешевле. Поэтому галеристы не просто продают картины, а работают с авторами, раскручивают их, то есть делают все, чтобы стоимость их работ росла.
- Есть способы выяснить адекватную начальную цену?
- Конечно, и не надо изобретать велосипед. Существует единый художественный рейтинг стран СНГ, в котором представлена и большая группа казахстанских авторов. Ссылка на него есть на сайте нашей галереи, можно зайти и узнать, в какую категорию попадает тот или иной автор, и с помощью ценовой таблицы рассчитать, сколько примерно может стоить та или иная по формату и технике работа. Лично для меня как для галериста просто не представляет интереса работа, стоящая больше пяти тысяч долларов, - это мой личный порог.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы