3661

Композитор и исполнитель Акмарал ЗЫКАЕВА (на снимке), она же Mergen, выпустила альбом казахской народной музыки, обратив ее в формат лаунджа. Это современная фоновая музыка, под которую приятно, к примеру, размышлять о том, почему мир безбрежен, а печаль велика. Сборник так и называется - Qazaq Lounge, и кажется, это первая полноформатная попытка осовременить казахскую этнику, так сказать, на системном уровне. 

- До меня было много попыток сделать такую музыку самыми разными композиторами, но, как правило, дело ограничивалось двумя-тремя треками, - говорит Акмарал. - Наверное, мы первые, кто сделал это целостно и концептуально, выдав в результате полноценный альбом. Хотя здесь и одного альбома недостаточно, если говорить о попытках зарождения нового направления.
Вообще народная музыка не игрушки, и нельзя ее просто так обращать в любые жанры, которые в голову взбредут. Мне кажется, не стоит песни Біржан сала или “Сегiз аяқ” Абая перекладывать на современный лад. Это кощунство по отношению к традиционному наследию. Особенно если авторы не понимают, что делают. Ведь для того чтобы создавать качественные модерновые обработки, необходимо глубоко изучить народное творчество, знать историю каждой песни или кюя, понимать их скрытый смысл, профессионально разбираться в музыкальной форме, переменных ритмах (метрах) и так далее. Плюс к этому нужно мастерски владеть современной аранжировкой, чувствовать стилистику и тренды, знать язык компьютерных инструментов и электронных синтезаторов. Для того чтобы сделать Qazaq Lounge, мы с композитором Адильжаном ТОЛЫКПАЕВЫМ вложили весь свой опыт музыкального образования и прак­тики не только у нас, но и за рубежом.
- Почему лаундж, а не рэп, например?
- Я была еще очень юной и впечатлительной, когда ко мне пришла эта идея. Вдохновленная лаундж-музыкой, особенно этническим лаунджем (chilout, downtempo), и экспериментами в своем творчестве, я пообещала себе, что когда-нибудь создам нечто похожее, но на казахскую тему. Зачем нам нужна такая музыка, для чего она? Начнем с того, что у нас практически нет казахской народной музыки в таком формате, который будет уместен в вестибюле дорогого отеля, которая мягко и ненавязчиво будет знакомить вновь прибывших иностранных гостей с нашей страной.
Еще один момент - знакомство нашей городской молодежи с пес­нями предков. Сейчас мало кто знает мотивы народных песен. Эдакое восстановление связи. Прививание любви к своей культуре путем осовременивания ее языка, так сказать.
- А “казахский лаундж” - это не оксюморон ли вроде “русского джаза”?
- Даже не задумывалась над этим... Наверное, так и есть, музыкальный оксюморон. Допустим, в песне “Гакку” смешаны такие стили, которые изначально плохо между собой смешиваются. Это классическое звучание (оперный вокал, квартет, хоровые пачки), народные инструменты (домбра, кыл кобыз) с намеком на кюй Тлендиева “Акку”, а также электроника на 6/4 (нестандартный квадрат для самой электроники), и сверху этого пирога мы дали маленькую капельку джазовых нот. Предела творческой фантазии нет. Единственное, что нам хотелось в этом альбоме сохранить от лаунджа, - так это сам лаундж, возможность слушать этот альбом фоновой музыкой. Правда, не во всех треках это получилось.
- По какому принципу отбирались композиции для альбома?
- Мы специально выбирали народные песни после эпохи расцвета жырау и до советского периода. Это тот исторический промежуток, когда казахи уже не воспевают свои воинские походы, победы или поражения, поскольку воспевать уже нечего. В это время взор обращается внутрь, появляются песни о любви, красоте, быте и так далее.
- Кстати, сейчас очень много патриотических песен самой разной направленности - от “Қазақ қыздары”, которые лучше всех, до “Қазақша тек қазақша, аймалашы менi”. Иногда даже кажется, что авторы спекулируют на национальной теме.
- Если существуют такие патриотические песни и их много, то, наверное, в этом есть потребность. Потребность граждан в само­идентификации, утверждении своей “казахскости”, необходимости чувствовать свою национальную значимость. И это нормально, что каждому казаху хочется гордиться своей страной, поэтому здесь любая патриотичная песня идет на ура. Я не против, главное - делать это без фанатизма, с достоинством, красиво и качественно.
- И еще: казахская эстрада сейчас все больше стремится к роковому, жесткому, агрессивному звучанию. Это общий тренд или что-то национальное?
- Это тренд, пришедший с Запада. Причем запоздалый. Трендсеттеры давно уже отошли от него, сейчас на пике моды то, что делает Галымжан МОЛДАНАЗАР. Есть конечно, общемировые тенденции к винтажному звучанию, это касается почти всех направлений. Но главное, наверное, не потеряться и делать что-то свое, уникальное.

Тулеген БАЙТУКЕНОВ, фото Евгения КИМА и Найли НИГМАТУЛИНОЙ, Алматы

Поделиться
Класснуть