Он любит баранину
В эпоху высоких скоростей и 10 лет для музыкального проекта - огромный возраст. А вот группа Motor-Roller юбилейным концертом отметила двадцатилетие своей истории. Как они умудряются быть живее всех живых, рассказывает фронтмен группы Ильяс АУТОВ (на снимке - в центре).
- В том-то и дело, - смеется Ильяс, - что мы не проект. Motor-Roller был создан и существует совершенно по другим канонам. А еще мы очень четко ощущаем, что родом из советского времени. Тогда, наверное, было больше убежденности, что добро обязательно победит зло, люди были идеалистами. Благодаря этому советский и русский рок - особая музыка, сильно отличающаяся от западных аналогов. У нас много людей играли баррикадный рок, чего не скажешь о западной рок-культуре. Вообще идеализм всегда находил хорошую почву в нашей стране, наверное, поэтому нас постоянно бросает из крайности в крайность. Я сейчас говорю обо всей территории бывшего Союза, брать меньше так и не на-учился. У меня до сих пор еще имперское мышление.
- Вы тоже идеалист?
- Лично во мне идеалиста еще не убили до конца, это точно. Я верю, что добро обязательно победит зло, надо просто ему немного помочь.
- И поделить нефть, чтобы всему народу хватило...
- Она уже поделена, и те, кто держит ее в руках, так просто не отдадут. Но я не сторонник таких мер и вообще против всяческих революций, против перемен такого размаха, которые мы пережили, к примеру, в 90-е годы. Тогда народу сильно досталось. Я за то, чтобы общество не колбасило, не колотило, чтобы оно не переживало лихорадку. А ведь мы этому очень подвержены - мы настоящие паникеры, все время находимся в тонусе, в ожидании. Очень большая часть людей и вовсе, как мне кажется, в низком старте, готовая валить отсюда непонятно куда и непонятно для чего. Мне хочется, чтобы мы успокоились, перестали коситься друг на друга, перестали искать врагов. Ключ к решению всех проблем надо искать в самом себе. Если у тебя что-то не клеится, надо заглянуть в себя, а не смотреть на того, кто, “сволочь”, лучше живет.
- Для вас девяностые - важная точка отсчета, а с какими трудностями ассоциируется это время - финансовыми, идеологическими?
- Идеологии тогда не было никакой, как нет ее и сейчас. Девяностые запомнились тем, что здесь постоянно гулял какой-то мусорный ветер, и еще тем, что лично мне постоянно было холодно, хотя климат вроде бы не менялся. Ассоциируется время с тем, что нас делили, продавали, покупали, приватизировали. Нас обманывали - мы постоянно что-то подписывали, не понимая. К нам приходили иностранные компании, чтобы установить свои тарифы на нашу жизнь. А жизнь простого человека вообще ничего не стоила.
- Вы никогда не задумывались, почему в Казахстане, по большому счету, так и не прижился рок?
- Наверное, у каждого движения своя родина и ареал проживания. Рок-н-ролл действительно чуждое для нашей страны явление по многим параметрам. Например, это жанр протестный по своей сути, а наши люди не протестуют, это не наша ментальная черта. Вопросы, которые ставит рок перед людьми, это борьба добра со злом, но об этом многие предпочитают просто не думать. К тому же, чтобы играть рок, а не стилизованную развлекаловку, нужна реальная позиция, а не желание отмолчаться или иметь свое мнение внутри.
- В эпоху застоя даже тихо сказанным словом можно было вызвать волну. А сейчас говори не говори - слова как будто обесценились. Это вина авторов или слушателей, которые превратились в вату?
- И все же нам несколько раз удавалось пробить эту ватную стену, этот густой туман, в котором существуют люди. Пару раз мы разрезали его кинжалом слова или песни. Например, огромный отклик вызвала песня “Война”, я получил столько откликов на нее... Кто-то бросил пить, кто-то сказал, что словно проснулся. Нас ведь действительно искусно погружают в анабиоз и поддерживают его. Та же “Матрица” не на пустом месте взялась. Это очень выгодно, когда люди спят: думающий народ никому не нужен, ведь он может сказать, что с чем-то не согласен. Обратите внимание, сейчас странное время: мы вроде бы носимся, ничего не успеваем, а на самом деле спим. Это какой-то парадокс: чем крепче человек спит внутри, тем больше он суетится. И наоборот, живущий размеренной жизнью полон внутренним содержанием. Поэтому люди, которые действительно двигают мир, никуда не торопятся. Например, эпоха застоя внешне была похожа на болото, но сейчас мы понимаем, как там кипела жизнь, какие снимали фильмы, писали книги, сколько прорастало идей. Мне иногда кажется, что это время было дано для того, чтобы накопить силы и переждать последующие десятилетия засухи. Сейчас слова падают на сухую землю, поэтому и не прорастают.
- Вспомните самые странные способы, которыми вы зарабатывали на жизнь?
- У меня было то же, что и у многих. Я и на барахолке торговал, и челночил. Еще в девяностые вылезли на свет божий бабушки с сундуками, полными неимоверного барахла. Они вываливали все это на блошиных рынках. Мы туда шли с сестрой, и она покупала вещи, которые потом перешивала в соответствии с рекомендациями “Бурды”, а я собирал ремни и фурнитуру и превращал их в остромодные аксессуары. Еще помню, как-то в оптике напал на дешевую тонкую оправу, закупил партию и вручную превращал обычные квадратные очки в круглые, наподобие тех, что носил Леннон. Потом сдавал их в ту же оптику. Людям хотелось чего-то особенного, а в магазинах этого не было.
- Почему вы решили дать юбилейный концерт в Алматы, нет ли здесь пафоса?
- Мы вообще давно не выступали с сольником перед зрителями южной столицы. По клубам мы не играем, потому что клубная жизнь умерла. И получается, что мы регулярно выступаем в других городах, ездим за границу, и алматинцы обижаются на нас.
- Вы и на отечественных каналах не ротируетесь. Принципиально не хотите платить?
- Да. Если мне обоснуют, объяснят, за что я должен платить, - то будем. А так я не понимаю, почему с режиссеров не берут деньги за фильмы, а клипы бесплатно не показывают. Тем более что наши каналы мало кто смотрит, разве что новости. Вот и получается, что нас больше крутят в других странах, в той же России. Этой весной наша песня “Анна” чуть не попала в призовую тройку по итогам месяца, только в последнюю неделю мы ушли с третьего на пятое место в британском хит-параде.
- Песня “Я люблю баранину”, давшая название концерту, получилась не менее хлесткой, если не сказать жесткой, чем знаменитая “Война”. Вы ждете повторения успеха хита?
- Я ничего не жду. Действительно, после того как прогремела “Война” на весь бывший Союз, я сначала было засуетился. Еще бы - такая известность свалилась на меня. Казалось, надо срочно написать еще что-то такое. Но потом я встряхнулся, подумал, что я не представитель эстрады, чтобы пытаться по известным канонам повторить хит. Надо просто писать о том, что ты чувствуешь. Может быть, мы потому так долго существуем, что все делали не спеша и с любовью.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, Алматы